Программа развития ГБНОУ ОКШИЖ на 2013-2018 годы.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

«Образование. Здоровье. Безопасность»

 

Программа развития 

Государственного бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения «Губернаторская кадетская школа – интернат железнодорожников» на 2013-2018 годы

 

 

 

ПРИНЯТА

на заседании

                                                                                 пед. совета№

                                                                                 от «___»______2013

 

                                                                                ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ

                                                                    на заседании пед. Совета №

                                                        от «___»_______2016

 

Паспорт программы развития

 

Настоящая программа развития определяет концепцию, основные

направления развития школы, меры по ее реализации.

Основания для разработки

программы

 

• Конституция Российской Федерации; закон РФ «Об

образовании от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

•Указ Президента РФ от 12 мая 2009 года № 536 «Об

основах стратегического планирования в Российской

Федерации»;

• Указ Президента РФ от 12 мая 2009 года №537 «О

стратегии национальной безопасности Российской

Федерации до 2020 года»

•Концепция долгосрочного социально-экономического

развития РФ до 2020 года, утвержденная распоряжением

Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р;

• Национальная образовательная инициатива «Наша

новая школа», утвержденная Президентом РФ

04.02.2010г., Пр-271;

• План действий по модернизации общего образования на

2011-2015 годы, утвержденный распоряжением

Правительства РФ от 07 сентября 2010 года N 1507-р;

Устав Кемеровской области;

Закон Кемеровской области «Об образовании»  от 05.07.2013 №86-ОЗ;

Государственная программа Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014-2016 годы». Утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от04.09. 2013 №367

• Устав школы

• Локальные акты школы

Разработчик программы Педагогический коллектив ГБНОУ  ГКШИЖ
Основные исполнители программы Администрация, педагогический коллектив, обучающиеся, родители, общественность.
Цель программы

Задачи программы

Ключевые особенности

Создание условий для формирования личной успешности  воспитанников в обществе.

Приоритетные задачи:

1. Комплексное развитие всех структурных подразделений образовательного учреждения для

обеспечения открытости, доступности образования.

2. Разработка и реализация школьного проекта

«Предметный мониторинг как инструмент развития

школы и сегмент регистра качества образования» — как системы дополнительных требований

к содержанию, условиям и результатам образовательного

процесса.

3. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни

обучающихся и работников образовательного комплекса.

4. Создание механизмов использования интеллектуальных и социокультурных ресурсов региона

в образовании.

5. Обеспечение эффективности управления школой, опережающего развития инфраструктуры и образовательных технологий.

Ключевые особенности

1. Масштаб:

охватывает все структурные подразделения образовательного учреждения;  охвачены все процессы, относящиеся к образованию.

2. Интегративность:

воздействует на всех участников образовательного процесса.

3. Прозрачность и информационная открытость:

вовлеченность родителей и общественности  в

процесс оценки качества.

Основные направления программы 1. Расширение образовательного пространства современной школы:

1.2. Увеличение площадей за счет переезда в новые здания.

1.3. Рост качественного состава педагогического персонала.

2. Создание комфортного и безопасного образовательного пространства в условиях

современной школы:

2.1. Развитие форм  социального партнерства.

2.2. Развитие и укрепление кадрового потенциала школы, сохранение и развитие ученического контингента.

2.3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства.

2.4. Организация здоровье сберегающей среды и

обеспечение медико-социально-психолого — педагогического сопровождения обучающихся.

3. Модернизация содержательной и технологической составляющей образовательного процесса.

4. Создание условий, обеспечивающих личностный

рост всех субъектов образовательного процесса.

Субъекты программы  

Администрация школы.

Научно-методический совет.

Педагоги.

Родители обучающихся.

Обучающиеся.

Социальные и образовательные партнеры

Сроки реализации

программы

2013-2018гг
Объемы и источники

финансирования

Финансирование программы осуществляется за счет

средств бюджета, благотворительных и спонсорских

взносов.

Ожидаемые результаты Устойчивое функционирование модели «Школа – комфортное и безопасное образовательное пространство», удовлетворяющей государственным требованиям, социальному заказу обучающихся и их родителей.(миссия школы)

Достижение устойчивого высокого уровня качества образования в школе, развитие личности индивидуальности ученика.

Достижение устойчивого роста мотивации получения качественного образования, повышение уровня профессионального и профильного самоопределения обучающихся школы.

Достижение устойчивого высокого уровня профессиональной компетентности педагогов.

Механизм реализации программы Программа реализуется при активной деятельности всех субъектов образовательного процесса,  взаимодействии всех заинтересованных лиц, на основе планирования и

создания дополнительных программ и проектов деятельности

 

 

Концептуальные положения программы

 

В русле тенденций, обозначившихся в настоящее время в мировом и

российском сообществе, образовательное учреждение планирует переход на иной тип образования – инновационный.

В качестве главного показателя инновации принимается прогрессивное

начало в развитии того или иного образовательного феномена по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.

 

Инновации связаны со следующими изменениями:

  • в целеполагании, содержании, методах и технологиях, формах организации системы управления образовательным учреждением;
  • в стиле педагогической деятельности и организации образовательного процесса;
  • в системе контроля и оценки образовательного результата;
  • в ресурсном обеспечении образования;
  • в системе воспитательной работы;
  • в учебном плане и образовательных программах;
  • в деятельности учителя и обучающихся.

Соотнесение традиций и инноваций является ключевым предметом

осмысления в Программе развития школы.

В соответствии с общепринятой в педагогической науке классификацией в

Программе развития выделяются следующие типы нововведений:

  • По соотнесенности нового к образовательному процессу в школе: в целях и содержании образования;  в методиках, средствах, приемах, технологиях образовательного процесса;  в формах и способах организации образования;  в деятельности администрации, педагогов и обучающихся.
  • По масштабности: локальные и единичные, не связанные между собой инновации; комплексные, взаимосвязанные между собой;  системные, охватывающие всю школу.
  • По признаку инновационного потенциала: модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением (образовательной программы, учебного плана, структуры); комбинаторные нововведения; радикальные преобразования.
  • По отношению к предшествующему: в качестве источников идей обновления школы в этом случае могут выступать потребности страны, области, городского округа как социальный заказ; воплощение социального заказа в законах, директивах и нормативных документах федерального, регионального или муниципального значения; достижения комплекса наук о человеке;  передовой педагогический опыт;  интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;  зарубежный опыт.

В Программе развития выделяются две особенности инновационных образовательных технологий.

Первая – это обучение предвидению, то есть ориентация человека не столько в прошлом опыте и настоящем, сколько на далекое будущее. Такое обучение должно подготовить человека к использованию технологий прогнозирования, моделирования и проектирования в жизни и профессиональной деятельности. В этом отношении важно развитие воображения, акцентирование внимания на проблемы и трудности, ожидающие человека в будущем, на альтернативные способы их разрешения.

Второй особенностью инновационных технологий является включенность обучающегося в сотрудничество и его участие в процессе принятия важных решений на разном уровне (от локальных и частных до глобальных с учетом развития мира, культуры и цивилизации).

 

Решение о разработке Программы развития было принято коллективом и администрацией школы с учетом сложившейся в данный момент ситуации, которая характеризуется осознанием необходимости системных преобразований в школе;  стремлением к достижению высоких, в идеале — оптимальных (максимально возможных для данных конкретных обстоятельств и ограничений) результатов жизнедеятельности.

Перечисленные выше аргументы подтверждают актуальность и своевременность принятия решения о разработке Программы развития как особой разновидности работы образовательного учреждения, способствующего преодолению неопределенности и упорядочению совместной деятельности.

Этапы реализации Программы

 

  1. Диагностико-конструирующий (2013 г.) — выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации современной школы.

Он предполагает:

  1. Изучение микросреды школы, потребностей обучающихся и их

родителей.

  1. Анализ состояния образовательного процесса в школе с целью

выявления противоречий в его содержании и организации с учетом

установленных потребностей обучающихся, их родителей и педагогов.

Ожидаемый результат:

Разработанная программа развития школы.

 

  1. Основной этап (2014-2016 гг.) — переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.

Он предполагает:

  1. Создание новых организационно-педагогических условий

функционирования образовательного учреждения.

  1. Создание системы диагностики.
  2. Формирование и планирование деятельности творческих групп по

реализации ведущих целевых программ и проектов.

  1. Отслеживание, обобщение и корректировку результатов нововведений.
  2. Оформление промежуточных результатов развития.
  3. Обеспечение необходимых ресурсов для основного этапа реализации программы.

Ожидаемый результат

1.Воспитание социально — активной личности, имеющей опыт личного  участия в социально значимой деятельности, способной к успешной самореализации в обществе, гражданина, патриота своей Родины.

2.Обеспечение общедоступного и качественного образования.

  1. Решение проблемы укрепления и сохранения здоровья участников

образовательного процесса.

  1. Создание эффективной, постоянно действующей системы непрерывного образования педагогов, способных на современном уровне решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания в соответствии с основными направлениями модернизации образования в РФ.
  2. Структурные и системные изменения финансово-экономической деятельности образовательного учреждения.

 

III. Обобщающий (2017-2018 гг.) — анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы, фиксация созданных положительных образовательных практик и их закрепление в локальных нормативных актах школы.

Он предполагает:

Проблемно-ориентированный анализ состояния школы на 2018 год.

Ожидаемый результат

  1. Анализ.
  2. Рекомендации по дальнейшему развитию школы.Сроки и этапы реализации программы:

Место реализации:  г. Тайга; ГБНОУ  ГКШИЖ.

Юридический  и фактический адрес: Кемеровская область, город Тайга, ул. Молодежная 13.

 

Ожидаемые конечные результаты реализации программы.

Обучающий эффект:

получение обучающимися среднего общего образования на уровне государственных образовательных стандартов с учетом реальных учебных возможностей обучающихся, их способностей, склонностей, интересов и возрастных психофизиологических возможностей;

– создание благоприятных условий для формирования знаний, умений и навыков, превышающих минимальные государственные стандарты для обучающихся с высоким уровнем учебных возможностей на основе профильного обучения;

– создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, удовлетворения потребности в самообразовании, получении дополнительного образования;

– получение, расширение и углубление теоретических и практических навыков и умений обучающихся в области формирования культуры ЗОЖ и безопасности жизнедеятельности, поведения в сложных жизненных ситуациях.

Воспитательный эффект:

– формирование интеллектуальной, нравственной, эстетической готовности к эффективному общению;

– формирование психологической и волевой готовности к патриотическому и гражданскому поведению;

– формирование навыков культуры общения, коллективизма;

– формирование необходимости понимания вести здоровый образ жизни.

Социальный эффект:

– мотивация к ведению здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, наркомании, табакокурения, алкоголизма, использования ПАВ;

– профилактика правонарушений, преступности, безнадзорности и беспризорности;

– правовое воспитание, профилактика негативного поведения.

Оздоровительный эффект:

– привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

– эффективное оздоровление, развитие физических качеств, приобретение необходимых навыков по выполнению физических упражнений;

– профилактика и коррекция нарушения осанки средствами физической культуры и спорта.

Развивающий эффект:

– развитие творческих способностей учащихся в различных областях;

– активизация познавательной активности в получении, расширении и углублении знаний в различных областях, сферах жизнедеятельности человека;

– формирование чувства осмысления и понимания эффективности проводимых мероприятий.

Ресурсныйэффект:                                                                                             Обеспечение безопасности и комфортных условий функционирования образовательного учреждения через:

– модернизацию материально-технической базы в части приобретения учебного оборудования и наглядных пособий учебных кабинетов в соответствии с профилями обучения на старшей ступени;

– оснащение образовательного процесса учебным оборудованием и наглядными пособиями в соответствии с требованиями государственного стандарта к оснащению образовательного процесса с целью обеспечения повышения качества, эффективности  и информатизации образования;

– обеспечение образовательного процесса программным и методическим обеспечением и модернизация материально-технической базы ОУ в части обеспечения единого информационного образовательного пространства на основе ИКТ;

 

Механизм реализации программы:

Программа реализуется при активной деятельности всех участников образовательного процесса, при их взаимодействии на основе планирования и создания  дополнительных  программ и проектов деятельности

 

 

SWOT- aнализ ситуации и приоритетные  направления реализации программы

Оценка внутреннего потенциала школы Мероприятия по реализациинаправлений
1. Создание образовательной модели школы
Создание образовательной модели школы, связывающей учебное, информационное, рефлексивное пространство и пространство самореализации обучающихся, ориентированной на личностное  развитие ребенка

 

 Выравнивание возможностей доступа всех школьников к получению качественных образовательных услуг посредством: обеспечения пространственной доступности образовательных услуг;  повышения уровня финансово-материальной обеспеченности ОУ за счет использования различных источников финансирования. Развитие контингента обучающихся
2. Создание комфортного и безопасного образовательного пространства в условиях современной школы
2.1. Развитие форм управления школой и социального партнерства – менеджмент качества (самоуправление, участие общественности в управлении, паблик менеджмент)
Совершенствование механизма самопроектирования школой своей дальнейшей жизнедеятельности  Разработка системы самооценки результатов и условий деятельности ОУ.  Дальнейшее формирование пакета нормативных документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
Становление школы как открытого общественно-активного учреждения социального и гражданского образования обучающихся и их родителей посредством развития системы государственно-общественного управления,  как эффективного ОУ, успешно работающего в современных условиях рыночных отношений. Выстраивание и реализация эффективно действующей модели общественно-государственного управления образовательным процессом в школе.
Совершенствование структуры и методов  управления ОУ с учетом новых  возможностей интерактивных средств Использование обновленного варианта системы управления ОУ с учетом новых  возможностей интерактивных средств структурных компонентов и изменения функциональных связей: — модель мобильной методической службы; — виртуальный методический кабинет предметной кафедры; — наличие разноплановых баз данных для оперативного и эффективного управления образовательным процессом.
Поиск ресурсов для расширения социального партнерства школы.  Совершенствование механизма взаимодействия школы с социальными партнерами. Создание системы скоординированного взаимодействия школы с партнерами, учреждениями образования, здравоохранения, культуры  города и области.
2.2. Развитие и укрепление кадрового потенциала школы, сохранение и развитие ученического контингента
Разработка и внедрение критериев оценки профессиональной компетентности персонала в свете ФГОС второго поколения.

Совершенствование механизма управления качеством образования.

Создание профессиональной команды, эффективно решающей задачи развития образовательной системы в школе.  Ресурсное обеспечение процессов развития и саморазвития педагогического коллектива. Разработка системы управления качеством образования педагогов через организацию рейтинговой оценки деятельности.  Совершенствование механизма материального и морального стимулирования педагогического труда.
Сохранение и развитие ученического контингента Создание системы профилактики неуспеваемости школьников в условиях перехода на ФГОС второго поколения.  Формирование новой образовательной культуры обучающихся (обучение через деятельностно — компетентностный подход, проектные технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.). Реализация программы «Одаренные дети».  Реализация программы «Модернизация школьной информационной службы       и повышение доступности образования». Реализация программы «Социально — психологическоая служба».  Реализация программы «Патриотическое воспитание».  Реализация программы «Здоровое».
2.3. Организация здоровье сберегающей среды и обеспечение медико-социально-

психолого-педагогического сопровождения обучающихся

Оптимизация деятельности психолого — социальной службы образовательного комплекса Разработка плана по привлечению бюджетных и внебюджетных средств для создания комфортной образовательной среды.  Дальнейшее развитие, оснащение и совершенствование служб сопровождения (медицинской, психологической, инженерно-технической, развитие школьных СМИ). Повышение профессионального методического уровня педагога-психолога, социального педагога через участие в семинарах, курсах повышения квалификации, научно-практических конференциях, создание программ исследований.
3. Модернизация содержательной и технологической составляющей образовательного процесса
Обновление образовательной программы школы.

 

Внедрение образовательной программы.
Апробация новых учебно- методических комплексов (в том числе электронных), реализующих ФГОС второго поколения. Повышение квалификации учителей, работающих по новым учебно-методическим комплексам.
Реализация методологически выверенного подхода к проектированию и организации образовательного процесса, обеспечивающего развитие компетентностей.

Интенсификация научно-исследовательской педагогической деятельности и научно-методических разработок учителей

Формирование ключевых компетентностей обучающихся как способности к эффективному результативному действию: не только через усвоенное знаний, но и через приобретение опыта самостоятельного эффективного действия; опыта организации собственной деятельности как обеспечивающей достижение результата; опыта анализа полученных продуктов, оценка их соответствия поставленной задаче
Оптимизация учебно-воспитательного процесса Активизация системы научно-методической работы и её развитие в инновационном направлении посредством  продуктивного взаимодействия новых структурных подразделений:  деятельности мобильной методической службы;
4. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса
4.1. Личностный рост учителя, повышение профессионализма педагогов как условие личностной самореализации в рамках культурно-образовательного пространства ОУ

 

Оптимизация деятельности педагогов  для реализации ФГОС второго поколения.    Рост социально-профессионального статуса педагогов школы.  Проведение процедуры аттестации педагогических работников в новой форме.  Оценка педагогической деятельности по результатам как стимул повышения качества образования. Активизация участия педагогов в конкурсном движении. Организации сопровождения педагогов – участников профессиональных конкурсов.  Повышение качества образования в условиях независимой оценки учебных результатов.  Активизация участия педагогов в конкурсном движении различного уровня
4.2. Личностный рост обучающихся. Создание в рамках школы культурно- образовательного пространства как условие личностной самореализации и проявления детских инициатив
Системно – деятельностный  подход как основа реализации образовательной программы, личностного роста обучающихся Организация личностно ориентированного, деятельностно  —  компетентностного подхода к обучению через:  комплексное внедрение модели дифференциации при реализацию программы «Одаренные дети»; реализацию программы «Социально – психологическая служба».
   
   

 

Критерии эффективности реализации программы 

Критериями эффективности реализации программы будут выступать:

  1. Соотнесение процесса развития школы с критериями эффективности образовательными (достижение высокого качества знаний и овладение гуманистическими ценностями); психолого-педагогическими (устойчивость условий эмоциональной комфортности участников образовательного процесса, личностный рост); показателями условий (рост материально-технического и ресурсного обеспечения образовательной системы школы)
  2. Согласованность основных направлений и приоритетов развития образовательного комплекса с Федеральной и областной программами развития образования.
  3. Рост личностных достижений всех субъектов образовательного процесса.
  4. Влияние образовательной системы комплекса на развитие его образовательного пространства.
  5. Удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качеством образовательных услуг (наличие практики выявления общественного мнения)

 

Планируемые результаты выполнения программы

Устойчивое функционирование модели «Школа – комфортное безопасное образовательное пространство», удовлетворяющей государственным требованиям, социальному заказу обучающихся и их родителей.

Достижение устойчивого высокого уровня качества образования в школе, развитие личности и индивидуальности ученика.

Достижение устойчивого роста мотивации получения качественного образования, повышение уровня профессионального самоопределения учащихся школы.

Достижение устойчивого высокого уровня профессиональной компетентности педагогов.

 

Ожидаемые риски при реализации программы

К числу возможных рисков можно отнести:  Неприятие инноваций частью педагогического коллектива.  Недостаточный уровень методологической, методической компетентности педагогов.  Непонимание частью родителей обучающихся целей и задач инновации, как следствие, повышение чувства тревоги за результат в изменившихся условиях педагогического процесса.  Локальные ошибки исполнителей.  Возможные перегрузки обучающихся и педагогов. Снижение уровня поддержки социальными партнерами.Ресурсное обеспечение программы развития школы

 

 

 

 

 

 

Механизм реализации программы

  1. По каждому из проектов создаются проблемные творческие группы, ответственные за их реализацию.
  2. Каждый из проектов (группа проектов) курируется одним из заместителей начальника.
  3. Функцию общей координации реализации Программы выполняет Научно-методический совет школы.
  4. Мероприятия по реализации проектов являются основой годового плана работы школы.
  5. Информация о ходе реализации Программы в целом и отдельных проектов ежегодно представляется на педсовете и НМС школы
  6. Вопросы оценки хода выполнения Программы, принятия решений о завершении отдельных проектов, внесения изменений в реализацию проектов решает НМС школы.
  7. Реализация Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов, связанных с перечнем первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы, с разграничением функций исполнителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии запрещены.