Программа по технологии проф. уровень.

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по технологии для индустриально-технологического  профиля  разработана на основе приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004г. №1089 «Об утверждении  федерального компонента государственных  образовательных  стандарта  начального общего, основного общего и  среднего (полного) общего образования  по технологии»  и  Примерной программы среднего (полного) образования по технологии для профильного  уровня.

Рабочая  программа рассчитана  на  2 года.  Включает в себя 340 часов, 5  часов  в неделю.  Содержание курса технологии включает 2 блока: общетехнологическая подготовка  и специальная  технологическая подготовка.

Общетехнологическая подготовка  в объеме 34 часов в  год, всего 68 часов за 2 года обучения. Для обучения используются учебник  для учащихся общеобразовательных учреждений «Технология 10-11 классы» Москва, издательский центр «Вента-Граф», 2011 год. Учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендован Министерством образования и науки РФ.

Специальная  технологическая подготовка  в объеме 136 в год, всего за 2 года – 272 часа.Специальная технологическая подготовка осуществляется с учетом  потребностей регионального рынка труда начальной профессиональной подготовкой по профессии   «слесарь по ремонту подвижного состава (электровозов)».

Программа разработана  с учетом требований квалификационных характеристик для данной профессии Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденного Госстандартом России 26.12.94 г. № 367; «Сборника тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих, занятых на железнодорожном транспорте», изданного в 1999 г.

Содержаниеобщетехнологическойпрограммы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура и эстетика труда;
  • получение, обработка, хранение и использование информации;
  • основы черчения, графики, дизайна;
  • творческая, проектная деятельность;
  • знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;
  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  • перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Исходя из учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, учебный материал отбирается  с учетом следующих положений:

— распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

— возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

— выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

—  возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

—  возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый раздел программы общетехнологической подготовки включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде).Основной принцип реализации программы общетехнологической подготовки – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников и их будущую профессию.

Реализация  программы специальной  технологической  подготовки по профессии      «слесарь по ремонту подвижного состава (электровозов)» осуществляется на базе Тайгинского института железнодорожного транспорта в учебном корпусе; лабораторном  корпусе; здании учебных мастерских; используется учебный полигон.

Большое внимание обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание обращено  на соблюдение правил электробезопасности.       

Цели

На профильном уровне изучение технологии направлено на достижение широкого спектра целей:

— освоение политехнических и специальных технологических знаний в выбранном направлении технологической подготовки; знаний об основных отраслях современного производства и ведущих отраслях производства в регионе; о составляющих маркетинга и менеджмента в деятельности организаций; об использовании методов творческой деятельности для решения технологических задач; о профессиях и специальностях в  основных отраслях производства и сферы услуг; о востребованности специалистов различных профессий на региональном рынке труда; о планировании профессиональной карьеры и путях получения профессий;

— овладение профессиональными умениями в выбранной сфере технологической деятельности; умениями применять методы индивидуальной и коллективной творческой деятельности при разработке и создании продуктов труда; соотносить свои намерения и возможности с требованиями к специалистам соответствующих профессий; находить и анализировать информацию о востребованности специалистов на региональном рынке труда; определять пути получения профессионального образования, трудоустройства;

— развитие  качеств личности, значимых для выбранного направления профессиональной деятельности; творческого мышления; способности к самостоятельному поиску и решению практических задач, рационализаторской деятельности;

— воспитание инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности;трудовойитехнологической дисциплины, ответственного отношения к процессу и результатам труда; умения работать в коллективе; культуры поведения на рынке труда и образовательных услуг;

— формирование готовности и способности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования; трудоустройству;  успешной самостоятельной деятельности на рынке труда и образовательных услуг, необходимых для быстрой профессиональной адаптации в современном обществе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе среднего полногообщего образования являются:

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

 

10-11 классы

Тематический план

  Количество часов
Разделы и темы класс 10 11
Раздел Общетехнологическая подготовка    
Организация производства. Структура современного производства.   8
Нормирование и оплата труда.   3
Научная организация труда.

Защита интеллектуальной собственности.

  8
Производство и окружающая среда.   5
Проектирование в профессиональной деятельности. 4  
Информационное обеспечение процесса проектирования. 4  
Нормативные документы и их роль в проектировании.

Проектная документация.

4  
Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений. Функционально — стоимостной анализ. 8  
Основные закономерности развития искусственных систем. 4  
Анализ и презентация результатов проектной деятельности. 4  
Продвижение продукции на рынке товаров и услуг. 4  
Профессиональное самоопределение и карьера    
Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования   6
Планирование профессиональной карьеры   2
Резервное время. 2 2
Всего по общетехнологической подготовке 34 34
Специальная технологическая подготовка    
Модули:    
Основы экономических знаний 8  
Основы законодательства 8  
Черчение 18  
Охрана труда   44
Допуски и технические измерения 18  
Устройство и ремонт электровозов 46 34
ПТЭ и инструкции   22
Слесарное дело 18 18
Консультации 8 8
Квалификационный экзамен   4
Резервное время 12 6
Всего по специальной технологической подготовке 136 136
Итого  по  предмету: 170 170

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 10 класс

 

Общетехнологическая подготовка
Раздел

Инновации в профессиональной деятельности

Тема урока Количество часов Дата проведения
       
Проектирование в   профессиональной деятельности (4 часа) 1.Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии 1  
  2. Поиск источников  информации для инновационной деятельности. 1  
  3. Алгоритм проектирования продукта труда

Роль экспериментальных исследований в проектировании.

 

1  
  4. Практическая работа№1

Определение возможных направлений инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или предприятия или для удовлетворения собственных потребностей

1  
Информационное обеспечение процесса проектирования   (4часа)      
  1. Определение цели проектирования. Источники информации 1  
  2. Экспертиза разработок.

Учет нормативных требований при разработке и оформлении технической и технологической документации.

1  
  3.Эксперимент как способ получения новой информа­ции. 1  
  4. Интеллектуальная собственность и способы ее защиты. 1  
Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация.(4 часа) 1Виды нормативной документации, используемой при проектировании. Унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство. 1  
  2. Состав проектной документации. Согласование проектной документации 1  
  3. Согласование проектной документации (на примере перепланировки квартиры).

 

1  
  4.Практическая  работа№2

Определение требований и ограничений, накладываемых на предлагаемое решение нормативными документами

1  
Интуитивные  и алгоритмические методы поиска решений. Функционально-стоимостной анализ

(8 час)

1.Понятие о психологии творческой деятельности. Использование методов решения творческих задач в проектной деятельности.

 

1  
  2.Выбор целей в поисковой деятельности. Значение этапа постановки задачи. Метод «Букета проблем». Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов. Ассоциативное мышление. 1  
  3.Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки). Типовые эвристические приемы решения практических задач. 1  
  4.Типовые эвристические приемы решения практических задач. Метод фокальных объектов. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

 

1  
  5. Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ. 1  
  6.Функционально-стоимостной анализ (ФСА) 1  
  7 Практическая работа№3

Применение интуитивных и алгоритмических методов поиска решений для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.

 

1  
  8.Практическая работа№4 Применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов модернизации выпускаемой предприятием продукции или оказываемой организацией услуги. 1  
Основные закономерности развития искусственных систем

(4 час)

1. Понятие об искусственной системе. Развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий. Основные закономерности развития материальных систем. 1  
  2.История развития техники с точки зрения законов развития технических систем 1  
  3.Решение крупных научно-технических проблем в современном мире. Выдающиеся открытия и изобретения и их авторы. Перспективы развития науки и техники. 1  
  4..Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений технического прогресса.

Практическая работа№5

Выявление противоречий в требованиях к частям искусственных систем.

1  
Анализ  и презентация результатов проектной деятельности (2 час)

 

 

1.Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной  деятельности. Экспертная оценка. Проведение испытаний модели или объекта. Оценка достоверности полученных результатов.

 

2  
  2. Использование технических средств  в процессе презентации.

Практические работы№6

Подготовка презентации результатов собственной проектной деятельности.

2  
Продвижение продукции

на рынке товаров и услуг(4часа)

 

1. Структура и характеристики составляющих маркетингового цикла. 1  
  2. Сущность маркетингового исследования. Основные направления. Схема исследования. Источники информации. Пути получения информации. Анализ информации и оформление результатов анализа.

 

1  
  3.Продвижение продукции на рынке товаров и услуг 1  
  4. Практическая  работа№7

Выделить сегмент рынка для конкретного продукта.

1  
Резервное время   2  
Всего по блоку:   34 часов  
Специальная технологическая подготовка
       
Модуль -допуски и технические измерения (18часов) 1.Введение. Разъемные соединения деталей. Взаимозаменяемость. 2  
  2.Основные сведения о допусках и посадках. Предельные отклонения размеров. Определение допускаемых размеров сопрягаемых деталей. 2  
  3.Практическая работа   «Определение   допускаемых размеров сопрягаемых деталей, типов посадок». 2  
  4.Допуски формы и расположения  поверхностей.  Шероховатость поверхности. 2  
  5.Практическая работа 2. «Определение и обозначение на чертежах допусков форм». 2  
  6.Измерительные    инструменты, приемы измерения деталей машин. 2  
  7.Практическая работа 3 «Измерение деталей машин». 2  
  8.Практическая работа 4 «Нанесение параметров шероховатости». 2  
  9.Повторение основных понятий. 2  
Всего   18  
       
Модуль — черчение 1.Основные сведения по оформлению чертежей 2  
  2.Практическое занятие №1 «Выполнение линий чертежа и надписей чертежным шрифтом» 2  
  3.Комплексный чертеж модели 2  
  4.Практическое занятие №2 «Выполнение комплексного чертежа модели» 2  
  4.Сечения и разрезы 2  
  5.Практическое занятие №2 «Выполнение разрезов на комплексном чертеже модели» 2  
  6.Резьба. Рабочие чертежи 2  
  7.Практическое занятие №3 «Выполнение чертежа детали с резьбой» 2  
  8.Практическое занятие №3 «Выполнение чертежа детали с резьбой» 2  
Всего   18  
Модуль – основы экономических знаний 1.Транспорт — как отрасль экономики страны. Железнодорожный транспорт — основа транспортной системы России 1  
  2. Открытое акционерное общество«Российские железные дороги». Реформирование ОАО «РЖД» 1  
  3. Маркетинговая деятельность ОАО «РЖД», филиала ОАО «РЖД» 1  
  4.Организация производственно-финансовой и хозяйственной деятельности структурных подразделений филиала ОАО «РЖД 1  
  5.Расходы, доходы и прибыль структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД». Себестоимость продукции и услуг 1  
  6.Действующая система

налогообложения в РФ

1  
  7. Экономика труда в структурных подразделениях филиала ОАО «РЖД» 1  
  8.Менеджмент структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД». Социально-трудовые отношения в открытом акционерном обществе «Российские железные дороги» 1  
Всего   8  
Модуль – основы законодательства 1.Основы конституционного строя Российской Федерации. Правовой статус человека и гражданина 1  
  Основы трудового законодательства 4  
  Административная и уголовная ответственность граждан 1  
  Основызаконодательства Российской Федерации в области   железно­дорожного транспорта 2  
Всего   8  
Модуль-устройство и ремонт электровозов 1.Классификация электровозов. Краткая характеристи¬ка электровозов постоянного тока, переменного тока и двойного питания. Грузо¬вые и пассажирские электровозы 2  
  2. Система технического обслуживания и ремонта электровозов 2  
  3.Общие сведения о тележках. Типы рам тележек и их назначение. Конструкция рам тележек и межтележечных соединений 2  
  4. Возможные неисправности рам и узлов тележек и их ремонт. Путеочистители. Меры безопасности при производстве работ 2  
  5.Назначение и устройство колесных пар и их элементов 2  
  6.Нормы допусков и износов элементов колесных пар. Знаки и клейма, устанавли-ваемые на колесных парах 2  
  7.Неисправности колесных пар, с которыми запрещается эксплуатация электро-возов 2  
  8.Назначение букс. Типы буксовых узлов и их устройство. Смазка буксо-вых узлов 2  
  9.Конструкция и назначение заземляющего устройства. Датчики нагрева буксовых подшипников 2  
  10.Возможные неисправности буксовых узлов, их обнаружение и способы устранения. Меры безопасности при производстве работ 2  
  11.Применяемые схемы рессорного подвешивания. Устройство рессорного подвешивания. Характеристика рессор 2  
  12.Устройство и работа гидравлических гасителей колебаний. Возможные неис-правности элементов рессорного подвешивания 2  
  13.Способы подвешивания тяговых двигателей. Опорно-осевое подвешивание: устройство моторно-осевых подшипников, шапок, траверс, маятникового подвешивания и других элементов 2  
  14.Опорнорамное подвешивание: крепление тягового двигателя на раме тележки, зубчатой передачи, карданных валов, подшипников, подвески. Смазка узлов передачи. Меры безопасности при производстве работ 2  
  15.Назначение и устройство автосцепки. Действие механизма автосцепки при сцеплении и расцеплении 2  
  16Устройство фрикционного аппарата. Требования Правил техническойэксплуа-тации (ПТЭ) к автосцепно¬му устройству 2  
  17.Возможные неисправности автосцепного устройства и методы их устранения 2  
  18.Устройство рамы, опор кузова, центрального и бо-ковогопротивоотносного и противоразгрузочного устройств 2  
  19.Устройство гидравлическо­го амортизатора, каркаса кузова, дверей, окон, жа­люзи 2  
  20.Люлечное подвешивание кузова 2  
  21.Устройство узлов и эле-ментов системы вентиля¬ции 2  
  22.Назначение и устройство песочниц, форсунок. Схема управления песочницами. Система регулирования подачи песка. Меры без-опасности при подаче пес¬ка 2  
  23.Возможные неисправности песочниц, форсунок: их предупреждение и устра-нение. Меры безопасности при производстве работ 2  
Всего   46  
Модуль – слесарное дело Пользование измерительными инструментами 1  
  Пользование разметочным инструментом 1  
  Разметка прямыми линиями плоских поверхностей 2  
  Разметка кривыми линиями плоских поверхностей 2  
  Тренировочные упражнения опиливания 2  
  Опиливание криволинейных поверхностей 2  
  Опиливание плоских поверхностей 2  
  Опиливание сопряженных плоских поверхностей 2  
  Резание металла ножовкой и труборезом. 2  
  Резание металла ножницами 2  
  Консультации 8  
  Резервное время 12  
Всего по блоку  специальной технологической  подготовки 136 часов  
Итого по предмету  170 часов  

 

Основное содержание

Общетехнологическая подготовка (34 час)

10 класс

Инновации в профессиональной деятельности (28 час)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ (4 ЧАС)

Основные теоретические сведения

Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии. Поиск источников  информации для инновационной деятельности. Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое

 

предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. Роль экспериментальных исследований в проектировании.

Практические работы

Определение возможных направлений инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или предприятия или для удовлетворения собственных потребностей.

Варианты объектов труда

Объекты инновационной деятельности: оборудование, инструменты, интерьер, одежда и др.

 

Информационное обеспечение процесса проектирования. (4 час)

 

Основные теоретические сведения

Определение цели проектирования. Источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования. Методы сбора и систематизации информации. Источники научной и технической информации. Оценка достоверности ин­формации. Эксперимент как способ получения новой информа­ции. Способы хранения информации. Проблемы хранения ин­формации на электронных носителях.

Технические требования и экономические показатели. Стадии и этапы разработки. Порядок контроля и приемки.

Использование маркетинговых исследований для изучения спроса и потребительских качеств разрабатываемого продукта. Бизнес план – как форма экономического обоснования проекта.

Практические работы

Разработка требований к объекту проектирования. Проведение маркетинговых опросов и анкетирования. Моделирование объектов.

Варианты объектов труда

Объекты проектной деятельности школьников, отвечающие профилю обучения.

 

Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация (4 час)

Основные теоретические сведения

Виды нормативной документации, используемой при проектировании. Унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство. Требования безопасности. Состав проектной документации. Согласование проектной документации (на примере перепланировки квартиры).

Практические работы

Определение требований и ограничений, накладываемых на предлагаемое решение нормативными документами.

Варианты объектов труда

Эскизные проекты школьников в рамках выполняемого проекта и отвечающие профилю обучения. Сборники учебных заданий и упражнений.

Интуитивные  и алгоритмические методы поиска решений.

 

Функционально-стоимостной анализ (8 час)

 

Основные теоретические сведения

Понятие о психологии творческой деятельности. Роль подсознания. «Психолого-познавательный барьер». Пути преодоления психолого-познавательного барьера.

Выбор целей в поисковой деятельности. Значение этапа постановки задачи. Метод «Букета проблем». Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов. Ассоциативное мышление. Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки). Типовые эвристические приемы решения практических задач. Метод фокальных объектов. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ. Функционально-стоимостной анализ (ФСА) как комплексный метод технического творчества. Цели и задачи ФСА. Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения.

Практические работы

Применение интуитивных и алгоритмических методов поиска решений для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов. Применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов модернизации выпускаемой предприятием продукции или оказываемой организацией услуги.

Варианты объектов труда

Проектные задания школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.

 

Основные закономерности развития

искусственных систем (4 час)

Основные теоретические сведения

Понятие об искусственной системе. Развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий. Основные закономерности развития материальных систем. История развития техники с точки зрения законов развития технических систем (на конкретных примерах). Решение крупных научно-технических проблем в современном мире. Вы­дающиеся открытия и изобретения и их авторы. Перспективы развития науки и техники.

Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений технического прогресса.

Практические работы

Выявление противоречий в требованиях к частям искусственных систем. Упражнения по поиску примеров проявления закономерностей развития искусственных систем (товаров и услуг) и определения направлений их совершенствования. Прогнозирование направлений развития систем из ближайшего окружения школьников. Описание свойств нового поколения систем с учетом закономерностей их развития.

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Знакомые школьникам системы: устройства бытовой техники, транспортные машины, технологическое оборудование. Сборники учебных заданий и упражнений.

 

Анализ  и презентация результатов

проектной деятельности (4 час)

 

Основные теоретические сведения

Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной  деятельности. Экспертная оценка. Проведение испытаний модели или объекта. Оценка достоверности полученных результатов.

Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Методы подачи информации при презентации. Организация взаимодействия участников презентации.

Практические работы

Анализ учебных заданий. Подготовка плана анализа собственной проектной деятельности. Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. Компьютерная презентация

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.

 

Продвижение продукции

 на рынке товаров и услуг (4 час)

 

Основные теоретические сведения

Общее понятие о маркетинге. Цели маркетинга. Отбор целевых рынков. Сегментирование рынка. Основные составляющие комплекса маркетинга: товар, цена, методы распространения, методы стимулирования сбыта. Основные составляющие маркетингового цикла для управления предприятием: исследование рынка, сегментация рынка, разработка маркетинговой программы, разработка и производство товара, подготовка, продажа товара. Структура и характеристики составляющих маркетингового цикла.

Сущность маркетингового исследования. Основные направления маркетингового исследования. Схема исследования. Источники информации: первичные и вторичные данные. Пути получения информации. Анализ информации и оформление результатов анализа.

Основные характеристики спроса: потребности, покупательная способность. Методы выявления потребностей и анализа спроса: наблюдение, эксперимент, опрос. Основные средства получения данных: анкеты и опросники, тесты, технические устройства, интервью. Определение цены товара. Каналы распространения товара и транспорт. Роль дистрибьютеров (посредников) в продвижении товаров к потребителю.

Методы распространения товаров: оптовая и розничная торговля, — их особенности. Сеть предприятий торговли.

Средства продвижения товара: выставки, выставки-продажи, ярмарки, реклама. Реклама как специфическое средство коммуникации. Стиль, тон, слова и форма обращения в рекламе. Основные виды средств распространения  рекламы.

Практические работы

Выделить сегмент рынка для конкретного продукта. Составить анкету для опроса по выбранному направлению. Подготовить сценарий интервью с покупателем по какому-либо виду продуктов. Сравнить качество различных видов рекламы.

Варианты объектов труда

Продукция предприятий, объекты труда учащихся, анкеты. Рекламные проспекты.

 

Календарно-тематическое планирование 11 класс

Общетехнологическая подготовка
Раздел

 

Тема урока Количество часов  
Организация производства      
Структура современного производства

(8 час)*

 

1.Материальное производство, сфера услуг и сервиса, коммерция. 2  
  2.Отраслевое деление современного производства товаров и услуг. 2  
  3. Основные подразделения и профессиональный состав специалистов производственных, коммерческих и сервисных предпиятий. 2  
  4. Требования к квалификации специалистов различных профессий. Характеристики массовых профессий сферы производства и сервиса в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий (ЕТКС). 2  
Нормирование и оплата труда (3 часа)

 

1.Нормирование труда 1  
  2.Интенсификация труда. 1  
  3.Практическая  работа  № 1Сопоставление достоинств и недостатков различных форм оплаты труда 1  
Научная организация труда Защита интеллектуальной собственности

(8 час)

1.Назначение менеджмента на предприятии Основные направления менеджмента 1  
  2. Понятие о научной организации индивидуального и коллективного труда. 1  
  3. Эргономические, санитарно-гигиенические и эстетические требования к организации рабочего места. Обеспечение безопасности труда. 1  
  4.Алгоритм проектирования продуктов труда. 1  
  5. Экспертиза разработок. 1  
  6.Учет нормативных требований при разработке и оформлении технической и технологической документации. 1  
  7.Собственность и способы ее защиты. 1  
  8. Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики.

 

Практическая  работа№2

Проектирование современного рабочего места учащегося.

 

1  
Производство и окружающая среда (5час)

 

     
  1.Хозяйственнаядеятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды. Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды. 1  
  2. Рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности.

 

1  
  3. Средства и методы оценки экологического состояния окружающей среды.

 

1  
  4. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду и здоровье человека: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов.

 

1  
  5. Практическая  работа№3

Выявление источников экологического загрязнения окружающей среды.

1  
Профессиональное самоопределение и карьера (6 часа) Региональный рынок труда и его  коньюнктура. Региональные центрытрудоустройства. 1  
  Формы и размеры оплаты труда. Порядок найма и увольнения. 1  
  Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. 1  
  Оценка перспектив трудоустройства по выбранной профессии в условиях регионального рынка труда. 1  
  Планирование путей получения образования, профессионального и служебного роста. 2  
  Подготовка резюме и формы самопрезентации. Планирование профессиональной карьеры. 2  
  Резервное время 2  
Всего по блоку   34 часа  
Специальная технологическая подготовка
Модуль – охрана труда(44 часа) 1.Правовые и организационные основы охраны труда 2  
  2.Обучение и контроль знаний работников по охране труда 2  
  3.Практическое занятие №1 «Измерение уровней микроклимата на рабочем

месте»

2  
  4.Влияние объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду 2  
  5.Опасные и вредные производственные факторы 2  
  6.Классификация травматизма и профессиональных заболеваний 2  
  7.Практическое занятие №2 «Заполнение акта формы Н-1 о несчастном случае на производстве» 2  
  8.Меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях 2  
  9.Меры безопасности на электрифицированных участках железнодорожных линий 2  
  10.Особенности и виды воздействия тока на человека 2  
  11.Напряжение шага и прикосновения. Средства защиты 2  
  12.Классификация опасных грузов 2  
  13.Требования безопасной работы при ликвидации крушений и аварий с опасными грузами 2  
  14.Организация пожарной защиты на объектах железнодорожного транспорта 2  
  15Практическое занятие №3 «Отработка приемов реанимации пострадавшему от тока» 2  
  16.Практическое занятие №4 «Отработка способов оказания помощи при кровотечениях» 2  
  17.Общие требования по охране труда 2  
  18.Требования безопасности перед началом работы 2  
  19.Требования безопасности при ремонте подвижного состава 2  
  20.Практическое занятие №5 «Требование безопасности при ремонте тяговых двигателей подвижного состава» 2  
  21.Требования безопасности в аварийных ситуациях. 2  
  22. Требования безопасности по окончании работы 2  
Всего   44  
Модуль —  ПТЭ и инструкции

(22 часа)

     
  1.Введение 1  
  2.Общие обязанности работников железнодорожного транспорта 1  
       
  3Общие положения. Габариты приближения строений и подвижного состава 1  
  4Сооружения и устройства путевого хозяйства 1  
  5 Сооружения и устройства локомотивного хозяйства 1  
  6. Сооружения и устройства электроснабжения 1  
  7 Показания входных и выходных светофоров 1  
  8    Показания маршрутных, проходных, заградительных светофоров 1  
  9 Ограждение мест производства работ на перегоне и станции. Ограждение поезда при вынужденной остановке на перегоне. 1  
  10 Ручные и маневровые сигналы. 1  
  11 Сигнальные указатели и знаки 1  
  12 Обозначение головы и хвоста поезда при движении по правильному и неправильному пути 1  
  13 Звуковые сигналы. Сигналы тревоги 1  
  14 Знаки и надписи на локомотивах. Приборы безопасности. 1  
  15Требования ПТЭ к содержанию колёсных пар. 1  
  16Неисправности колёсных пар 1  
  17 Требования ПТЭк тормозам подвижного состава 1  
  18Требования ПТЭ к автосцепному устройству 1  
  19 Требования ПТЭ к техническому обслуживанию и ремонту ЭПС 1  
  20Неисправности локомотивов и МВПС, с которыми запрещается выпускать их в эксплуатацию 1  
  21 График движения поездов. Раздельные пункты. 1  
  22 Приём и отправление поездов. Производство маневров 1  
Всего   22часа  
Модуль – устройство и ремонт электровозов(34 часа)      
  1.Общие сведения об износе и повреждении деталей 2  
  2.Износ от трения, механические повреждения, коррозия металлических дета-лей, усталостные явления в деталях 2  
  3.Способы выявления неисправностей деталей с помощью шаблонов, измери-тельных инструментов и дефектоскопных приборов 2  
  4.Средства технической диагностики. Специальные стенды 2  
  5.Основные элементы тягового двигателя: остов и подшипниковые узлы, полюсная система и их сердечники, катушки 2  
  6.Устройство якоря и его элементов. Устройство щеточной системы: траверс, кронштейнов, щеткодержателей, щеток 2  
  7.Крепление полюсов, межкатушечных соединений и других узлов. Меры без-опасности при ремонте и обслуживании тяговых двигателей 2  
  8.Назначение вспомогательных машин и их особенности работы. Краткаяхарак-теристика и устройство двигателей мотор — вентиляторов, мотор — компрес-соров, преобразователей и генераторов управления 2  
  9.Ремонт вспомогательных машин 2  
  10.Общие сведения об электрических аппаратах, их классификация. Основные аппараты силовой цепи и их устройство: токоприемники, групповые переклю-чатели 2  
  11.Основные аппараты силовой цепи и их устройство: реверсоры, тормозные пе-реключатели, разъединители, электропневматические контакторы, резисторы 2  
  12.Аппараты вспомогательной цепи: электромагнитные контакторы, их разновидности, переключатели вен-тиляторов, пусковые пане-ли 2  
  13.Аппараты защиты: быстро-действующие выключатели силовой и вспомогательной цепей, дифференциальные реле и другие защитные реле 2  
  14.Аппараты цепей управления — кнопочные выключатели, промежуточные реле, контроллер машиниста, панели управления,  аппаратов 2  
  15. Схема расположения тормозного оборудования на электровозе 2  
  16. Назначение и действие приборов при зарядке, торможении, отпуске, при торможении краном вспомогательного тормоза или краном машиниста 2  
  17. Назначение и устройство тормозной рычажной пере-дачи. Нормы по содержа-нию Т.Р.П. Уход за рычажной передачей и техника безопасности при этом 2  
Всего   34  
Модуль слесарное дело      
  1.Тренировочные упражнения по нанесению кистевых, локтевых, плечевых ударов 2  
  2. Рубка металла 2  
  3. Рубка металла 2  
  4. Плавка металла 2  
  5. Гибка металла 2  
  6. Управление Сверлильным станком и его наладка. 2  
  7. Сверление на сверлильном станке. 1  
  8. Зенкование, зенкерование и развертывание отверстий. 1  
  9. Нарезание наружной резьбы. 2  
  10. Нарезание внутренней резьбы 2  
Всего   18  
  Консультации 8  
  Экзамен 4  
  Резервное время 6  
Итого по блоку специальной технологической подготовки: 136  
Всего по предмету 170 часов  

 

*Темы:    1.Перспективы экономического развития региона.

2.Основные отрасли производства и ведущие предприятия региона

  1. Практическая работа. Анализ региональной структуры производственной сферы

– рассматривается в модуле специальной технологической подготовки  «Основы экономических знаний»

 

11 класс

 

Организация производства (28 час)

 

Структура современного производства  (4 час)

 

Основные теоретические сведения.

Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представлениеоборганизациипроизводства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Виды предприятий и их объединений. Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества, холдинги. Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса. Основные подразделения и  профессиональный состав специалистов производственных, коммерческих и сервисных предприятий. Формы руководства предприятиями. Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Перспективы экономического развития региона.

Понятие о разделении и специализации труда. Формы разделения труда. Горизонтальное разделение труда в соответствии со структурой технологического процесса. Вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управления. Функции работников вспомогательных подразделений. Основные виды работ и профессий. Характеристики массовых профессий сферы производства и сервиса в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий (ЕТКС).

Формы современной кооперации труда. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность. Роль образования в расширении профессиональной мобильности.

Практические работы.

Анализ региональной структуры производственной сферы.

Анализ форм разделения труда в организации. Анализ требований к образовательному уровню и квалификации работников. Описание целей деятельности, особенности производства и характера продукции предприятий ближайшего окружения.

Составление схемы структуры предприятия и органов управления.

Варианты объектов труда

Средства массовой информации, электронные источники информации, специальные источники информации.

 

Нормирование и оплата труда (3 час)

 

Основные теоретические сведения

Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости, технически обоснованная норма.

Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Повременная оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой. Сдельная, сдельно-премиальная, аккордно-премиальная формы оплаты труда. Контрактные формы найма и оплаты труда.

 

Практические работы

Установление формы нормирования труда для лиц ближайшего окружения.

Сопоставление достоинств и недостатков различных форм оплаты труда. Определение преимущественных областей применения различных форм оплаты труда.

 

Варианты объектов труда

Справочная литература, результаты опросов.

 

Научная организация труда (4 час)

 

Основные теоретические сведения

Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации. Основные направления менеджмента.

Понятие о научной организации коллективного и индивидуального труда. Составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда. Эргономические, санитарно-гигиенические и эстетические требования к организации рабочего места. Обеспечение безопасности труда.

Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики.

 

Практические работы

Проектирование современного рабочего места учащегося.

 

Варианты объектов труда

Модели организации рабочего места. Специальная и учебная литература. Электронные источники информации.

 

Производство и окружающая среда (5 час)

 

Основные теоретические сведения.

Хозяйственнаядеятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды. Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды. Рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности.

Средства и методы оценки экологического состояния окружающей среды.

Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов.

 

Практические работы.

Выявление источников экологического загрязнения окружающей среды. Измерение уровня радиоактивного загрязнения местности, помещений, продуктов питания. Изучение вопросов утилизации отходов. Разработка изделий с применением отходов производства или бытовых отходов.

 

Варианты объектов труда

Окружающаясреда в классе, школе, поселке. Измерительные приборы и лабораторное оборудование. Изделия с применением отходов производства или бытовых отходов.

 

Профессиональное самоопределение и карьера (6 час)

 

Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования (4 час)

Основные теоретические сведения

Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.

Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Поиск источников информации о рынке образовательных услуг.

 

 

 

Практические работы

Изучение регионального рынка труда и профессий и профессионального образования. Знакомство с центрами профконсультационной помощи.

 

Варианты объектов труда

Источники информации о вакансиях рынка труда.

 

Планирование профессиональной карьеры (2час)

 

Основные теоретические сведения

Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Возможности квалификационного и служебного роста. Характер профессионального образования и профессиональная мобильность.

Формы самопрезентации. Содержание резюме.

Практические работы

Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. Подготовка резюме и формы самопрезентации.

Варианты объектов труда

Резюме, план построения профессиональной карьеры.

 

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПОЛНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

 

ОБЩЕТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА

 

В результате изучения технологии ученик должен

Знать/понимать

отрасли современного производства и сферы услуг; ведущие предприятия региона; творческие методы решения  технологических задач; назначение и структура маркетинговой деятельности на предприятиях; основные функции менеджмента на предприятии; основные формы оплаты труда; порядок найма и увольнения с работы; содержание труда управленческого персонала и специалистов распространенных профессий; устойчивость конъюнктуры по отдельным видам работ и профессий на региональном рынке труда; источники информации о вакансиях для профессионального образования и трудоустройства; пути получения профессионального образования и трудоустройства.

Уметь

находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя различные источники  информации; распределять обязанности при коллективном выполнении трудового задания; решать технологические задачи с применением методов творческой деятельности; планировать и организовывать проектную деятельность и процесс труда; находить необходимую информацию о региональном рынке труда и образовательных услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.

Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для:

повышения эффективности процесса и результатов своего труда на основе применения методов творческой деятельности; использования  различных источников информации при выборе товаров и услуг, при трудоустройстве; соотнесения планов трудоустройства, получения профессионального образования, построения профессиональной карьеры с учетом состояния здоровья, образовательного уровня, личностных особенностей; составления резюме при трудоустройстве.

 

специальная технологическая подготовка

Требования к уровню профильной составляющей специальной технологической подготовки определяются содержанием соответствующих разделов ЕТКС на начальный квалификационный разряд, без учета нормативов времени на выполнение работ. Основными параметрами, проверяемыми при оценке качества профессиональной подготовки школьников являются содержательные элементы деятельности, указанные в квалификационной характеристике по профессии (специальности). Программа по профессии Слесарь по ремонту подвижного состава (электровозов) состоит из модулей

Учебная  программа  теоретического и производственного обучения разработаны с учетом требований квалификационных характеристик для данной профессии Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденного Госстандартом России 26.12.94 г. № 367; «Сборника тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих, занятых на железнодорожном транспорте», изданного в 1999 г.

В программах производственного обучения предусматривается практическое выполнение слесарных работ, соответствующих квалификационным характеристикам. При производственном обучении особое внимание следует обращать на строгое соблюдение обучающимися мер безопасности; бережное отношение к механизмам, приборам и инструменту; экономное расходование материалов.

Обучение проводится на новой технике, с использованием компьютеров итренажеров. Особое внимание следует обращать на строгое соблюдение обучающимися мер безопасности и производственной санитарии.

Учет успеваемости по всем предметам учебного плана осуществляется путем текущей и периодической проверки знаний и навыков учащихся.

Лица, прошедшие полный курс теоретического и производственного обучения, сдают квалификационный экзамен по предметам:

  1. Устройство электровоза.
  2. Ремонт узлов и деталей электровоза.
  3. ПТЭ и инструкции.
  4. Охрана труда.

Успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство установленного образца.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Профессия — слесарь по ремонту подвижного состава (электровозов)

Квалификация –– 5-й разряд

Характеристика работ. Разборка, ремонт и сборка узлов оборудования в условиях напряженных и плотных посадок. Слесарная обработка деталей по 6—7-м квалитетам (1—2-м классам точности). Проверка правильности сборки узлов. Шабрение деталей с большими пригоночными площадями. Регулировка и испытание собранных узлов и механизмов.

Должен знать: конструктивные особенности, назначение и взаимодействие узлов ремонтируемых объектов подвижного состава; технические условия на ремонт подвижного состава; процесс сборки основных узлов; способы контроля сборки и регулирования работы узлов.

Комментарии запрещены.