Программа по обществознанию.

ВВЕДЕНИЕ

За основу данной программы  взята  программа  по обществознанию  для 10-11 классов  общеобразовательных учреждений  Л.Н. Боголюбова   «Обществознание. 10 -11 классы» Базовый уровень — Москва, Просвещение, 2010г., составленная на основе   федерального  компонента Государственного стандарта  среднего(полного) общего  образования.

Программа предусматривает  использование учебников, входящих  в Федеральный перечень, «Обществознание 10 класс» учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень под редакцией Л. Н Боголюбова, Н.И. Городецкой,  А.И. Матвеева;  Москва «Просвещение» 2011; «Обществознание 11 класс»  учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень  под редакцией Л. Н Боголюбова, Н.И. Городецкой,  А.И. Матвеева  Москва «Просвещение» 2011. При этом на изучение обществознания отводится 2 часа в неделю, 68 часов  в год. Предусмотрено 6 практических работ, 13 контрольных работ

Данная рабочая программа составлена  с учётом  особенности преподавания общественной дисциплины обучающимся, находящимся в кадетском корпусе.

1.Неблагоприятное обстоятельство:

оторванность обучающихся от важного института социализации – семьи

2. Благоприятные обстоятельства – возможность активной коллективной работы на уроках в группах.

Особое внимание уделяется освоению основных понятий курса, развитию устной речи, кругозора в разделе общественных дисциплин.  Обучающиеся имеют доступ к полному словарю по предмету. Важное значение уделяется  наработке практических  навыков поведения в обществе. Для этого используются практические работы.

Пояснительная записка

Содержание среднего (полного) общего образования  на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Опыт познавательной и практической деятельности:

—       работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

—       критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

—       решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

—       анализ современных общественных явлений и событий;

—       освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);

—       применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях;

—       аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

—       написание творческих работ по социальным дисциплинам.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  УЧАЩИХСЯ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать устное выступление по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

o   успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

o   совершенствования собственной познавательной деятельности;

o   критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

o   решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

o   ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

o   предвидения   возможных последствий определенных социальных действий;

o   оценки происходящих  поведения людей с точки зрения морали и права;

o   реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

o   осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положение

Содержание учебного материал

Распределение учебного материала в 10 кл. (1 курс)

Наименование раздела Количество часов
1 Человек  как творец и творение культуры 16
2 Общество  как сложная динамическая система 6
3 Экономика 4
4 Социальные отношения 12
5 Политика как общественное явление 12
6 Человек в системе общественных отношений                         8
7 Правовое регулирование общественных отношений 10
Всего 68

Распределение учебного материала в 11 кл (2 курс)

Наименование раздела Количество часов
1 Экономика 30
2 Человек в системе общественных отношений 4
3 Политика как общественное явление 4
4 Социальные отношения 4
5 Правовое регулирование общественных отношений 24
6 Систематизация знаний и контроль знаний за курс обществознания 2

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

10 класс ( 1 курс)

 

Наименование раздела Срокипроведения
1 Человек  как творец и творение культуры 8 неделя
2 Общество  как сложная динамическая система. 11 неделя
3 Экономика 13  неделя
4 Социальные отношения 18 неделя
5 Политика как общественное явление 24 неделя
6 Человек в системе общественных отношений 28 неделя
7 Правовое регулирование общественных отношений 33 неделя

 

11 класс (2 курс)

Наименование раздела Количество часов
1 Экономика  15 неделя
2 Человек в системе общественных отношений  17 неделя
3 Политика как общественное явление  19 неделя
4 Социальные отношения 21 неделя
5 Правовое регулирование общественных отношений 33 неделя
6 Систематизация знаний и контроль знаний за курс обществознания 2
Итого 13

ПЕРЕЧ ЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

1 курс

№ п/п Тема Кол-вочасов Срокипроведения
1 Мировоззрение. Его место в духовном мире 1 5 уч. неделя
2 Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность 1 16 уч. неделя
3 Демократические выборы и политические партии 1 23 неделя

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

2курс

№ п/п Тема Кол-вочасов Срокипроведения
4 Налоги в РФ. 1 12 неделя
5 Уголовный кодекс.Р Ф. Знай и уважай. 1 24 неделя
6 Решение познавательных задач «Отрасли права» 11класс 1 29 неделя

Содержание образовательной программы

10 кл.(1 курс)

Человек  как творец и творение культуры    16ч

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

Общество  как сложная динамическая система     6ч

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Экономика    4ч

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.

Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

Социальные отношения            12ч 

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.

Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Отклоняющееся поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.

Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.

Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.

Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

Политика как общественное явление      12ч

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.

Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.

Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.

Человек в системе общественных отношений          8ч 

Социальная роль Свобода и ответственность Участие граждан в политической жизни      Правосознание. Правовая культура. Общественная значимость образования . Человек в системе экономических отношений Политическая жизнь современной России.

Правовое регулирование общественных отношений   10ч

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права.

Правовая защита природы.Предпосылки правомерного поведения.Правосознание. Правовая культура.

11 класс  (2 курс)

Экономика      30ч

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага.

Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

Человек в системе общественных отношений       4ч

Самосознание. Человек в системе политических отношений. Социальная роль Свобода и ответственность

Политика как общественное явление   4ч   

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

Социальные отношения        4ч

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Правовое регулирование общественных отношений       24ч

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и

расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и

социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека.

Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

Систематизация знаний и контроль знаний за курс обществознания   2ч

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Ключевые слова курса обществознания

Раздел: Человек и общество

Абстрактное мышление – использующее отвлечённые понятия(описывающие несуществующие в реальности предметы).

Бытие — реальность, существующая независимо от человека.

Бытие — совокупность материальных отношений людей к природе, друг к другу, независимых от их сознания, и, в конечном счёте его (сознание) определяющих.

Вера — психологическая установка принять утверждение без рассуждений.

Вера — утверждение, не требующее доказательств.

Взрослый- несущий ответственность за свои решения.

Власть — способность определять деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств (власть законодательная, власть исполнительная, власть судебная).

Деятельность духовная — изменение сознания людей.

Деятельность материальная — преобразование природы и общества

Динамичный  — подвижный.

Духовный — относящийся к образованию, науке. религии, искусству, морали.

Духовный мир человека — знания ,вера, чувства, потребности, способности, цели, стремления.

Живой — рождающийся, развивающийся,  размножающийся, стареющий, умирающий, производящий обмен с окружающей средой.

Индивид — один из людей, имеющий признаки общие для всех.

Индивидуальность — имеющий особые черты, присущие определённому человеку (особи) — темперамент, характер, интересы, интеллект, способности, потребности.

Индивидуальность — неповторимое своеобразие.

Искусство — отражение действительности в художественных образах ( форма общественного сознания).

Культура — совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной сферах.

Культура духовная — продукт творчества, познания и  понимания людей( живопись, музыка, литература, научные теории, идеология, религия и т. д.).

Культура материальная — предметы для удовлетворения потребностей людей ( жилище,    кухня, транспорт ,связь, оружие, орудия труда и т. д ).

Культура политическая — представления населения о государстве, свободе, права народа в отношении власти, способы протеста, способы решения проблем с другими государствами и т. д.

Культура политическая — форма организации общественной жизни.

Личность — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих человека как члена общества.

Массовая культура — доступная, простая, основанная на бизнесе.

Мировоззрение — совокупность взглядов на мир, общество и человека, установки человека в отношении к миру.

Мировоззрение — сумма духовных ценностей.

Мораль — правила поведения, основанные на представлениях о добре , справедливости, хорошем, охраняемые общественным мнением.

Образование — получение и передача знаний, умений, навыков и духовных ценностей.

Общение — обмен результатами психической деятельности( информацией, эмоциями).

Общество — круг людей, объединённых общими целями и интересами

Общество — люди, объединившиеся для решения значимых задач.

Общество — человечество в целом (социум).

Общество- обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя все формы объединения и способы взаимодействия людей.

Объект — тот, на кого направлено действие.

Объективный — независящий от воли человека.

Политическая власть — власть одной группы людей над другой, основанная на принуждении.

Понятие — мысль, отражающая предмет и явление в существенных признаках.

Религия — вера в сверхъестественное и поклонение богам.

Религия — система взглядов, в основе которых лежит понятие священного, святого.

Рефлекс – врождённая или приобретённая реакция организма на раздражение окружающей среды.

Свобода — возможность действовать по своему усмотрению, не нарушая прав других людей

Свобода совести — право верить или не верить в бога на основе свободного выбора.

Система — общее, состоящее из частей.

Совесть — способность человека к самоконтролю на основании моральных норм.

Сознание — способность высокоорганизованной материи отражать объективный мир в субъективных образах ( способность контролировать своё поведение, планировать его и нести ответственность).

Сознательный – планирующий своё поведение.

Социализация — освоение человеком ценностей, норм, ролей, присущих данному обществу.

Социализация — процесс приспособления человека к жизни в конкретном обществе.

Социальные отношения — отношения между классами, группами, слоями общества.

Социальный – общественный, человеческий.

Статус — положение в обществе.

Субъект — тот, кто действует.

Субъективный— зависящий от воли человека.

Табу – запрещение.

Цивилизация — ступень общественного развития материальной и духовной культуры, совокупность материальных и духовных ценностей.

Человек — био-социальное существо, изготавливающее орудия труда, имеющее сознание, речь, высокоорганизованный мозг, умеющее трудиться.

Человек разумный — современный человек.

Элитарная культура — для немногих избранных, сложная.

Раздел познание

Абсолютная истина – утверждение, соответствующее действительности при любых обстоятельствах.

Анализ — расчленение целого на части.

Бартер — прямой обмен товаров и услуг.

Гипотеза — предположение, которое нужно доказать

Глобальный – всеобщий.

Государство – аппарат управления людьми, действующий при помощи принуждения на законном основании.

Государство – люди, управляющие другими людьми на профессиональной основе.

Диалектика — учение о противоположностях и развитии, о связях между явлениями.

Диссидент – инакомыслящий.

Закон единства и борьбы противоречий.

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Идеальный – существующий только в мыслях.

Истина — утверждение, соответствующее действительности.

Класс – большая группа людей с общим источником и размером доходов, отношением к собственности, местом в обществе.

Материалист – объясняющий мир на основе науки.

Мировоззрение – система взглядов на общество, природу, человека.

Наука — особая форма сознания, изучающая бытие ( понятия. законы, теории). Цель науки — получение новых знаний, предсказание будущего.

Пессимизм – вера в худшее будущее.

Политика —  деятельность по управлению обществом.

Право — возможность получать блага на законном основании.

Право — установленное законом основание для разрешённых действий ( юр).

Проблема – задача, которую нужно решить.

Прогноз — определение возможных последствий.

Прогресс — развитие от низшего к высшему, от простого к сложному.

Рациональный- основанный на разуме.

Революция – коренной переворот.

Регресс — развитие от сложного к простому, менее совершенному.

Синтез – составление целого из частей.

Собственность – отношения между людьми по поводу пользования, распоряжения и владения чем-либо.

Тенденция – направление в развитии.

Философия – система взглядов на наиболее общие вопросы природы, общества и познания.

Эволюция- необратимое развитие живой природы, сопровождающееся изменением генетического состава в результате приспособления к условиям существования( закрепление наследственности и вымирание неприспособившихся особей).

Экономика — производство, распределение, обмен, потребление благ (товаров и услуг).

Этнос  — народ.

Раздел экономика

Бизнес – деятельность, дающая прибыль.

ВВП — валовый внутренний продукт — сумма рыночных цен всех конечных продуктов и услуг, произведённых в стране за год. Главный показатель экономической мощи страны.

Государственный бюджет — расчёт доходов и расходов государства.

Деньги – всеобщий эквивалент стоимости.

Дефицит — нехватка (превышение расходов над доходами).

Доход — деньги, получаемые от предпринимательской или иной деятельности.

Закон – постоянная, устойчивая связь между причиной и следствием ( философский).

Интенсивный — за счёт развития новых технологий, экономии ресурсов, повышения производительности труда.

Конкуренция – соперничество, борьба за наилучшие условия.

Кризис – падение производства и потребления, разорение предприятий, рост безработицы в результате невозможности реализовать произведённую продукцию.

Монополия – власть одного продавца или производителя на рынке.

Налоги – обязательные, безвозмездные платежи физических и юридических лиц государству.

Номинальный — только по цифрам, для отчёта.

Прибыль — часть дохода, оставшаяся в распоряжении бизнесмена после возмещения расходов, связанных с бизнесом.

Приватизация – переход государственной собственности в частную собственность.

Производство — превращение ресурсов в блага.

Профицит — излишек (превышение доходов над расходами.

Работа — затрата энергии.

Развивающаяся экономика.

Развитая экономика.

Реальный — на самом деле.

Рентабельный – приносящий прибыль.

Рынок – условия, позволяющие продавать и покупать.

Собственность — право пользоваться, распоряжаться и владеть чем-либо по усмотрению.

Собственность — принадлежность чего-либо людям и возникающие на этой основе отношения между людьми.

Типы экономических систем: директивная(командная, плановая);рыночная; традиционная; смешанная.

Труд — вид человеческой деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Труд — целенаправленная, сознательная деятельность по созданию материальных и духовных ценностей.

Цена – стоимость, выраженная в деньгах.

Экономика – производство, распределение, обмен и потребление благ.

Экономическая система — форма организации хозяйственной деятельности ( отношения между субъектами по поводу производства. распределения, обмена и потребления экономических благ.

Экономические блага –  (товары и услуги) всё, что служит удовлетворению потребностей людей.

Экономический рост — долговременное увеличение реального ВВП.

Экономический цикл — чередование подъёмов и спадов в производстве.

Экстенсивный — за счёт привлечения дополнительных ресурсов.

Эффективный  — дающий наибольшую отдачу при наименьших затратах.

Раздел Социальные отношения

Бедный — человек, имеющий низкие доходы, не обеспечивающие стоимость жизни ( образование, питание, отдых и т. д).

Девиантный — отклоняющийся в поведении от общественных норм, нарушающий нормы поведения.

Демократия — политический режим. основанный на признании народа источником власти.

Закон – социальная норма, установленная и охраняемая государством.

Моральные нормы — правила поведения, охраняемые общественным мнением.

Нация — общность людей на основе единого языка, исторического прошлого, общей территории, экономики, психологического склада.

Нищий – имеющий низкие доходы, ниже прожиточного минимума.

Правовое государство —  государство, соблюдающее законы, свободы человека.

Приватизация – переход государственной собственности в частную собственность.

социальная группа — группа людей, имеющих общие признаки.

Социальная норма – правило поведения человека в обществе.

Социальная структура – состав населения по группам, классам и т. д.

Тоталитарный – основанный на полном подчинении граждан и общества государству.

Функция – задача, которая выполняется.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Обществознание. Пособие-репетитор.- Ростов –на –Дону, 2008

2. Справочник школьника. Обществознание – Москва, 2010г.

3. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 класса в 2 частях- Москва, 2007

4. Обществознание в таблицах 10-11 класс- Москва, 2009

5. Словарь исторических и общественно-политических терминов- Москва,2011г.

6.Захарова Е.Н. Дидактические материалы к курсу «Человек и общество» — Москва, 1999

7 Т.П.Бегенева Поурочные разработки по обществознанию Базовый уровень 10 класс. М. 2010г

8 Т.П.Бегенева Поурочные разработки по обществознанию Базовый уровень 11 класс. М. 2011г

8. Поляков Л.В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. Книга для учителя.- Москва,2007

9.Никитин А.Ф. Школьный юридический словарь.- Москва,2009

Комментарии запрещены.