Программа по литературе.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

 

 

  1. СТАТУС ДОКУМКЕТА

 

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г.), Примерной учебной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др.. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Мнемозина», 2009 год. Базовый уровень.

Программа реализуется в адресованном учащимся комплексе: Лыссый Ю.И. Литература. 11 класс Русская литература 20 века: 11кл. Практикум/ Под ред. Ю.И. Лыссого, Русская литература 20 века. Хрестоматия. / Под ред. Ю.И.Лыссого. Рекомендованы Министерством образования РФ и входят в Федеральный перечень учебников.

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Литература— базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

— осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

— выразительное чтение.

— различные виды пересказа.

— заучивание наизусть стихотворных текстов.

— определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.

— анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

— выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно-тематического содержания произведения.

— участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

— подготовка рефератов, докладов, презентаций; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

 

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ

Цели:

— воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

— развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

— освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

— овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний,  написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета.

 

 Задачи:

— сформировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы;

— обогатить духовный мир учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики;

-развивать и совершенствовать устную и письменную речь учащихся.

 

  1. ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего  общего образования являются:

— поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

— сравнение, сопоставление, классификация;

— самостоятельное выполнение различных творческих работ;

— способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

— осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

— владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

— составление плана, тезисов, конспекта;

— подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

— использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

— самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

 102 часа

На рубеже столетий. (6часов )

 

Завершение классического периода русского реализма. А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества. Рассказы «Ионыч». Чехов — враг пошлости, фальши, бездуховности. Мечта о красоте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как основе честной и чистой жизни. Пьеса «Вишневый сад». Сложность и многозначность отношений между героями пьесы. Новаторство Чехова-драматурга. Пьесы Чехова на сцене.

Домашнее сочинение по творчеству Чехова.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА.

Обзор  (2 час)

Основные темы и проблемы русской литературы ХХ века. Характеристика литературного процесса начала ХХ века. Традиции и новаторство в литературе рубежа Х1Х-ХХ вв. Реализм и мо­дернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в рус­ской литературе. Конфликт человека и эпохи. Человек на перепутьях истории – одна из сквозных тем литературы ХХ века.

ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА 

Символизм как литературное направление начала XX века.  Общая характеристика (1 час)

В. Я. Брюсов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гун­ны», «Хвала человеку», «В неоконченном задании», «Каменщик».

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К.Д.Бальмонт ( 1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени», «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце…», «Безглагольность»

Акмеизм как литературное направление начала XX века.  Общая характеристика (1 час)

 

Н. С. Гумилев (1час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»,«Старый конквистадор», «Капитаны», «Я и вы», «Шестое чувство», «Слово».

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая тради­ция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастиче­ское и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм

И. Северянин (1час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава»,«Июльский полдень», «Родник», «Поэза последней надежды». Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, ори­гинальность его словотворчества.

А. А. Блок (6часов )

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, ап­тека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге».

Стихотворения: «Фабрика», «Вхожу я в темные храмы…», «О добле­стях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его сти­хотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира». Соот­ношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом» и стихотворении «Скифы». Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий револю­ции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интона­ции, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность фи­нала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

Домашнее сочинение по творчеству Блока.

И. А. Бунин (4 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «По­следний шмель», «Седое небо надо мной…», «Слово» (возможен выбор других стихотворений).

Философичность и тонкий лиризм лирики Бунина. Пейзажная лирика по­эта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки»(произведения обязательны для изучения).

Рассказы о любви: «Лёгкое дыхание», «Митина любовь»

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. » Исследование национального характера. «Вечные темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Со­отношение текста и подтекста. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

А. И. Куприн (2 часа )

Жизнь и творчество (обзор).Повесть «Гранатовый браслет».

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Мотив пробуждения души в прозе Куприна. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство  психологического  анализа.Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький (6часов)

Жизнь и творчество. Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. «На дне» как соци­ально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ноч­лежки. Лука и Сатин, философский спор о человеке. Три правды в пьесе.  Проблема счастья. Особенности композиции пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность язы­ка.

М.Горький «Несвоевременные мысли.» (Обзор). Сложность отношения Горького к Октябрьской революции

Классное сочинение (2часа)

В. В. Маяковский (4 часа)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и не­множко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспек­тором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор других стихотворений).

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Мая­ковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.

С. А. Есенин (4 часа)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жа­лею, не зову, не плачу…», «Русь Советская» (указанные стихотворения яв­ляются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».

Традиции А. С. Пушкина и А. В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есе­нина.

Домашнее сочинение по творчеству С.А.Есенина

А. А. Ахматова (3часа)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под тем­ной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…»,  «Бывает так: какая-то истома…».

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Те­мы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литератур­ные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. По­беда исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

О. Э. Мандельштам (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, зна­комый до слез…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia».

Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

М. И. Цветаева (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…»(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Идешь, на меня похожий, «Куст».

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и лите­ратурные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

Классное сочинение по лирике начала 20 века.

А. П. Платонов (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).Повесть «Усомнившийся Макар»

М. А. Булгаков (8 часов)

Жизнь и творчество.Роман «Мастер и Маргарита».Особенность жанра (сочетание реальности и фантастики; трагизм, сатира, лиризм). Оригинальная философская трактовка библейского сюжета. Проблемы творчества и судьбы художника. Тема совести. Трагическая любовь героев в конфликте с окружающей пошлостью.

Роман «Белая гвардия» (обзор)

Классное сочинение (2 часа)

Б. Л. Пастернак (2 часа)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определе­ние поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь»

(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…».

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте по­этического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа.

М. А. Шолохов (6 часов)

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон».

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова. Традиции классической литературы XIX века в романе.

Влияние творчества Шолохова на развитие родной литературы.

Сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон» (анализ эпизода)

Литература второй половины XX века.

ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СО­ВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (4 часа)

Продолжение традиций классической литературы в изображение событий войны. Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства  в лирике военных лет. Человек на войне и правда о нём. Осмысление подвига и трагедии народа. К.М.Симонов«Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Жди меня и я вернусь». А.А.Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь»2 часа

В. Кондратьев Повесть «Сашка» 2час

Домашнее сочинение «Подвиг человека на войне»

Н.А.Заболоцкий (2 часа)

Жизнь и творчество. Философичность лирики, поэзия мысли «Я не ищу гармонии в природе», «Старая актриса», «некрасивая девочка»

А. Т. Твардовский (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…»(указанные стихотворения являют­ся обязательными для изучения).Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу какведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

В. Т. Шаламов (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).Рассказы: «Последний бой майора Пугачёва», «Последний замер», «Шоковая терапия».История создания книги «Колымских рассказов». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Характер повествования.

 

А.И. Солженицын (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Домашнее сочинение по повести.

 

Литература последних десятилетий XX века (9 часов)

Поэзия 60-х – 80-х годов (3 часа)

Поэтический бум. Стихи Б. Ахмадулиной, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Н. Рубцова, А. Кузнецова, В. Соколова, Б Слуцкого. Авторская песня В.Высоцкий. Б.Окуджава

В.М.Шукшин. (2 часа)

Рассказы разных лет

В. Г. Распутин (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).Повесть «Прощание с Матёрой» (фрагменты)

В. Астафьев (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор). «Царь-рыба» (фрагменты)

Ю Трифонов (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Обмен» (фрагменты)

Литература конца XX – начала XXI века.(1час)

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

Зарубежная литература (2часа)

Э. Хемингуэй. Повесть «Старик и море»

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНОРОВАНИЕ

 

№№ Количество часов Содержание программного материала ТСО Тип занятия Сроки проведения
6 часов На рубеже столетий
1 1 Завершение классического периода русского реализма. 3 1-я  неделя
2. 2 А.П. Чехов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного. 5
3. 3 Чехов — враг пошлости, фальши, бездуховности. Рассказ «Ионыч». Мечта о красотечеловеческих чувств и отношений, о творческом труде, как основе честной и чистой жизни. 6
4. 4 Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа, ориентация на читателя-единомышленника. Чехов в начале ХХ столетия: предчувствие общественных перемен, тема будущего. 6 2-я неделя
5. 5 Пьеса «Вишневый сад». Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. Разлад их желаний и стремлений, с одной стороны, и реальность жизни – с другой как основа драматургического конфликта. Тоска по иной, истинно человеческой жизни. Смысл названия пьесы. Лирическая комедия или драма? 6
6. 6 Новаторство Чехова-драматурга: обыденность изображаемых событий, психологический подтекст (роль пауз, лирических монологов,  пейзажа, музыки).  Пьесы Чехова на сцене. 1
2 часа Литература первой половины 20 века (обзор)
7. 1 Проблемы наследства русской классики. Поиски путей обновления искусства (литература, живопись, музыка). Художественные обретения литературы ХХ века. 1 3-я неделя
8. 2 Человек на перепутьях истории – одна из сквозных тем литературы эпохи планетарных драм и трагедий. 1
2 часа А.И. Куприн
9 1 Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного) 5
10 2 «Гранатовый браслет». Смысл споров о сильной, самоотверженной любви. Трагическая история любви «маленького человека» Желтков как своеобразный ответ на эти споры. 6 4-я неделя
3 часа И.А. Бунин
11 1 Жизнь и Творчество (с обобщением изученного) 5
12 2 Проникнутые грустью картины угасания «дворянских гнёзд». («Антоновские яблоки»). Светлые и тёмные стороны деревенской жизни. Мотивы очищающего влияния родной природы 6
13 3 Обличение фальши современной цивилизации, бессмысленной погони за богатством и наслаждениями («Господин из Сан-Франциско»). Трагичность любви в произведениях Бунина. «Живопись словом» как характерная особенность стиля Бунина. 6 5-я неделя
5 часов СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ «…Этот мир очарований, этот мир из серебра». Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс».
14 1 Символизм. В.Я. Брюсов. Жизнь и творчество (обзор). Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова. 5
15 2 К.Д. Бальмонт. Жизнь и творчество (обзор). Лирика. «Я мечтою ловил уходящие тени», «Завет бытия», «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть  Солнце…» «Безглагольность» 5
16 3 Футуризм как литературное направление начала XX века.  Общая характеристика. Игорь Северянин. Лирика. «Июльский полдень», «Родник», «Поэза последней надежды». 1 6-я неделя
17 4 Акмеизм как литературное направление начала XX века.  Общая характеристика. 1
18 5 Н.С. Гумилёв. Жизнь и творчество (обзор). Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая тради­ция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастиче­ское и прозаическое в поэзии Гумилева. 5
8 часов А.М. Горький
19 1 Жизнь и творчество (с обобщением изученного) 5 7-я неделя
20 2 «На дне». Философская проблематика пьесы, сила социального обличения. 1
21 3 Споры о предназначении человека 2
22 4 Гуманизм-милосердие-жалость 6 8-я неделя
23 5 Сочинение «Что лучше: истина или сострадание?» 4
24 6 Сочинение «Что лучше: истина или сострадание?» 4
25 7 Композиция пьесы «На дне», афористичность языка 1 9-я неделя
26 8 М. Горький «Несвоевременные мысли» (Обзор). Сложность отношения Горького к Октябрьской революции. Послеоктябрьское творчество Горького (общая характеристика. 1
5 часов А. Блок
27 1 Жизнь и творчество (с обобщением изученного) 5
28 2 Отражение в поэзии Блока острейших конфликтов и противоречий жизни. Многогранность любовной лирики 1 10-я неделя
29 3 Трагическое мироощущение лирического героя – центральная тема поэзии Блока. Тема России. Символика образов. Изящество, музыкальность стиха. 6
30 4 «Двенадцать». Стихия революции. Символические образы. «Двойное видение революции» (А. Якобсон). Композиция, язык поэмы. 5
3 часа ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
31 1 Литературный процесс 20-х годов ХХ века. 1 11-я неделя
32 2 Обзор русской литературы: тема революции и гражданской войны; поиски поэтического языка новой эпохи. 1
33 3 И. Бабель «Конармия». Исключительные ситуации  и противоречивые характеры героев рассказов, сочетание высокой романтики и будничного героизма в их изображении. 5
5часов В.В. Маяковский
34 1 Жизнь и творчество (с обобщением изученного) 5 12-я неделя
35 2 Мотивы вселенского одиночества и мечта о вселенской любви  в  ранней лирике. 5
36 3  Послереволюционное творчество Маяковского. (общая характеристика) 5
37 4 Взгляд на поэзию как на вдохновленный труд во имя будущего. 6 13-я неделя
38 5 Личное и общественное в лирике. Поэтическое новаторство Маяковского. 5
6 часов С.А. Есенин
39 1 Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Чувство любви к Родине и природе родного края.  Народно-песенная основа лирики. 5
40 2 Трагическое восприятие надвигающейся ломки в жизни деревни. 1 14-я неделя
41 3 Природная искренность  и глубокий лиризм стихотворений. 6
42 4 Щемящее чувство грусти от сознания быстротечности человеческого бытия 6
43 5 СОЧИНЕНИЕ Тема Родины в лирике А. Блока и С. Есенина 4 15-я неделя
44 6 СОЧИНЕНИЕ Тема Родины в лирике А. Блока и С. Есенина 4
2 часа Литература 30-х годов
45 1 Литературный процесс 30-х годов ХХ века. Обзор русской литературы. 3
46 2 Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. 1 16-я неделя
2 часа О.Э. Мандельштам
47 1 Сведения о жизни и творчестве. Насыщенность поэзии Мандельштама литературными, культурными и историческими ассоциациями. 5
48 2 Тяготение к высокому одическому стилю, к традициям русской философской лирики.
1 час А. Платонов
49 Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного). Рассказ «Усомнившийся Макар». Герой повести правдоискатель и народный философ. Самобытность языка. 5 17-я неделя
3 часа А.А. Ахматова
50 1 Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного). Главенство темы любви, облагораживающих страданий в ранней лирике. 5
51 2 Усиление гражданских патриотических мотивов, философских раздумий в поздней лирике. Разговорность интонаций и лексики. Музыка стиха 6
52 3 «Реквием». Трагедия поэта и народа. Библейский масштаб изображаемых событий, евангельские мотивы и образы. 6 18-я неделя
2 часа М.И. Цветаева
53 1 Сведения о жизни и творчества. Поэзия Цветаевой – напряженный монолог на личные и гражданские темы. 5
54 2 Обострённая искренность лирики. Интонационно-ритмическая экспрессивность стиха. 6
8 часов М.А. Булгаков
55 1 Жизнь и творчество (с обобщением изученного). 5 19-я неделя
56 2 «Мастер и Маргарита». Особенности жанра (сочетание реальности и фантастики; трагизм, сатира, лиризм). 1
57 3 Оригинальная философская трактовка библейского сюжета. Тема совести в романе. 6
58 4 Своеобразие булгаковскойдьяволиады (в сравнении с произведениями Гёте и Гоголя). 6 20-я неделя
59 5 Трагическая любовь героев в конфликте с окружающей пошлостью. 6
60 6 Проблема творчества и судьбы художника. 6
61 7 СОЧИНЕНИЕ. Нравственно-философская проблематика романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» 4 21-я неделя
62 8 СОЧИНЕНИЕ. Нравственно-философская проблематика романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» 4
2 часа Литература русского зарубежья
63 1 Три «волны» литературной эмиграции. Значение литературы русского зарубежья. 1
64 2 В. Набоков. Сведения о жизни писателя. Рассказ «Облако, озеро, башня». Призрачность настоящего и реальность прошлого. Счастье в понимании героя. 5 22-я неделя
6 часов М.А. Шолохов
65 1 Жизнь и творчество (с обобщением изученного). 5
66 2 «Тихий Дон» — роман-эпопея. 1
67 3 Яркость и многозначность языка, роль диалектизмов. 6 23-я неделя
68 4 Изображение гражданской войны как трагедии народа. 6
69 5 Психологическая глубина романа. 6
70 6 Судьба Григория Мелехова, его правдоискательство. 6 24-я неделя
4 часа Тема Великой Отечественной войны в литературе.
71 1 Тема Великой Отечественной войны в литературе. 3
72 2 Героико-патриотические мотивы в литературе о войне; художественная правда о сражающемся народе, о человеке на войне, о трудной победе. 5
73 3 Гуманистический пафос литературы, поиск подлинных нравственных ценностей. 6 25-я неделя
74 4 В. Кондратьев. Рассказ «Сашка». 5
Из литературы середины ХХ века
2 часа Б.Л. Пастернак.
75 1 Сведения о жизни и творчестве поэта. Тема природы, любви, Родины, назначения поэта. Поиски простоты и ясности стиля. 5
76 2 Жизнеутверждающее начало в поэзии. Философская углублённость, ассоциативность, зримость, пластичность образов. 6 26-я неделя
2 часа Литература периода «оттепели»
77 1 Общая характеристика  и обзор литературы этого периода 1
78 2 Н.А. Заболоцкий. Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного). Философичность лирики, поэзия мысли, параллелизм явлений природы и жизни человеческой души. Наблюдательность и острота поэтического зрения. 6
2 часа А.Т. Твардовский.
79 1 Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного). Глубокое чувство ответственности за жизнь и страдания окружающих. 5 27-я неделя
80 2 Утверждение непреходящих жизненных ценностей, неразрывной связи поколений. Народность поэзии Твардовского. 6
Трагические конфликты эпохи
3 часа А.И. Солженицын
81 1 Сведения о жизни и творчестве 1
82 2 «Один день Ивана Денисовича». Нравственная позиция Шухова 6 28-я неделя
83 3 Простота, обыденность повествования как приём воплощения трагизма происходящего 6
Литература последних десятилетий ХХ века
3 часа Поэзия
84 1 Гражданственность и публицистичность. Раскованность любовной лирики (эстрадная поэзия) 5
85 2 Устремлённость к правде истории, к познанию нравственных основ современности (тихая лирика). 6 29-я неделя
86 3 Поиски новых форм поэзии. 6
7 часов Деревенская проза.
87 1 Мир, отраженный в деревенской прозе. Объективный смысл писателей деревенщиков. 5
88 2 В.М. Шукшин. Сведения о жизни и творчестве. Рассказы разных лет. 5 30-я неделя
89 3 В. Астафьев. Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного). 5
90 4 «Царь-рыба». Взаимоотношения человека и природы. 6
91 5 В. Распутин Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного). 5 31-я неделя
92 6 «Прощание с Матёрой». Тема вековых устоев в жизни крестьянства. 6
2 часа Городская проза.
93 1 Ю. Трифонов Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного). 1
94 2 Повесть «Обмен». Постановка важных нравственных проблем 6 32-я неделя
2 часа Из зарубежной литературы.
95 1 Э. Хэмингуэй. Слово о писателе. 1
96 2 Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море». 6
2 часа Русская литература конца ХХ века
97 1 Быт и бытие в произведениях современной литературы. Постмодернистические поиски: взгляд на мир через призму чужих текстов. 1 33-я неделя
98 2 Проблемы и уроки литературы ХХ века. 3
4 часа Повторение
99 1 Образ лишнего человека в творчестве Грибоедова, Пушкина, Лермонтова 3
100 2 Образ разночинца в произведениях Тургенева, Достоевского, Некрасова 3 34-я неделя
101102 3-4 Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова 3
ИТОГО 102 часа

 

 

 

  1. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

 

В результате изучения литературы на базовом уровне учащиеся должны

 

знать/понимать:

-образную природу словесного искусства;

— основные факты жизни и творчества писателей;

— содержание изученных произведений;

— основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

-основные теоретико-литературные понятия;

 

уметь:

-воспроизводить содержание литературного произведения;

-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, систему образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка);

-анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

-соотносить художественное произведение с общественной жизнью и культурой;

-выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

-определять род и жанр произведения;

-сопоставлять литературные произведения;

-выявлять авторскую позицию;

-выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

-аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

-составлять планы;

-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

 

8.ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

-Художественная литература как искусство слова.

-Художественный образ. Художественное время и пространство.

-Содержание и форма. Поэтика.

-Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

-Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

-Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

-Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

-Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.

-Деталь. Символ. Подтекст.

-Психологизм. Народность. Историзм.

-Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

-Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

-Гипербола. Аллегория.

-Стиль.

-Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.

-Литературная критика.

 

9.ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Промежуточный:

-устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;

— выразительное чтение текста художественного произведения;

— заучивание наизусть стихотворных текстов;

— устный или письменный ответ на вопрос;

— комментированное чтение;

— характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;

— установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;

— определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

— анализ  (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

— выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

— подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;

— работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);

— участие в дискуссии, заседании круглого стола,  утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.

Итоговый:

— написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

— письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;

— творческий зачёт;

— защита проекта

— тестовый зачёт

 

10.ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

10.1. Интернет-ресурсы

 

Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» http://lit.1september.ru

Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru

Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru

Методика преподавания литературы http://metlit.nm.ru

Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru

Слова: поэзия Серебряного века http://slova.org.ru

Стихия: классическая русская / советская поэзия http://litera.ru/stixiya/

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://www.feb-web.ru

 

 

Составила   Е.П. Богомолова

Комментарии запрещены.