Программа по истории.

Пояснительная записка

           Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, Примерной программы среднего общего образования по истории и авторской программы по истории для общеобразовательных учреждений  О.В.Волобуева, В.А Клокова «Россия и мир с древнейших времён до конца ХХ века», Дрофа, 2009г. Программа предусматривает использование учебников, входящих в Федеральный перечень: Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А.  «Россия и мир с древнейших времен до конца ХIX века. ». 10кл общеобразовательных заведений — М.: «Дрофа», 2008;  Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. «Россия и мир. ХХ век.» 11кл общеобразовательных учреждений.- М.: «Дрофа», 2008.

Программа реализует базовый уровень стандарта. Планирование курсов всеобщей истории и истории России для 10 и 11 классов общеобразовательных учреждений рассчитано на  изучение истории в объеме 68 часов (2 часа в неделю). В планировании учтены рекомендации МО  РФ о соотношении учебного времени на изучение всеобщей истории и истории России (соответственно 40% и 60%).

Основные содержательные линии рабочей  программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

  Главной целью современного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения истории:

  1. Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций;
  2. Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности;
  3. Освоение систематизированных знаний о прошлом;
  4. Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  5. Формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время  компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • Овладение способами деятельностей, элементарными методами исторического познания, умениями работы с различными источниками исторической информации, применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в многокультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других стран и народов;
  • Освоение компетенций в сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной  и коммуникативной деятельности, ориентации в широком круге исторических источников.

Названные задачи решаются с опорой на историческую и обществоведческую подготовку учащихся в основной школе.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

      Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития исторических процессов открывает возможность для ос­мысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

        Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражда­нина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствова­ние этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбо­ру, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышле­ния и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нес­тандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодей­ствию.
Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе исторического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государ­ственного стандарта — переход от суммы «предметных результа­тов» к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты предс­тавляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают спе­цифику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятель­ности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса.

Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно — смысловый анализ текста,  составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть   монологической и диалогической речью,  вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, дискуссии, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энцик­лопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуника­тивной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные сред­ства языка и знаковые системы.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школь­ника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должны быть сформированы ценностные ориентации учащихся, развито чувство патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

Содержание национально-регионального компонента  включено в содержание учебных тем по истории России, изучаемых исторических периодов в тематической связи  с изучаемым материалом.

Уровень усвоения обучающимися образовательных программ проверяется при помощи контрольных, самостоятельных, проверочных работ, тестирования. Оценки выставляются по завершению педагогической процедуры, включающей учебную  деятельность школьников в процессе изучения раздела, главы, темы.    

Данная программа может быть реализована при использовании разнообразных форм организации учебного процесса и позволяет внедрять современные педагогические технологии.  В ходе осуществления контроля  обучающихся предусматривается проведение различных видов уроков, в том числе тестирования, семинарских занятий, уроков-диспутов, аналитических контрольных работ, исторического (терминологического) диктанта, собеседований и др.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения истории на базовом уровне учащийся должен:

Знать и понимать:

—  основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

—  периодизацию всемирной и отечественной истории;

— современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

—  историческую обусловленность современных общественных процессов;

—  особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.

Уметь:

—  проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

— критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

— анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема);

— различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и объяснения;

— устанавливать причинно – следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых процессов и явлений;

— участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения

— представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни исходя из их исторической обусловленности;

— использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

— соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

— осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МИНИМУМА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ТРЕБОВАНИЙ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Контроль за выполнением обязательного минимума содержания образования, требований к уровню подготовки обучающихся осуществляется в рамках методической диагностики, разработанной в процессе практической профессиональной деятельности с учётом специфики учебной дисциплины, требований к уровню её преподавания и уровню подготовки учащихся.

Под методической диагностикой понимаются способы системного исследования предметного обучения, основанные на определённых принципах, единых параметрах и комплексном применении различных методов выявления достижений учащихся в процессе преподавания истории и обществознания.

В качестве методов диагностики исследования уровня усвоения содержания и уровня сформированности умений, формируемых в рамках курса истории взяты общие (тестирование), традиционные (анкетирование, интервью) и специфические (творческое сочинение,  фиксированный устный ответ) методы.

Общая структурная модель содержания методической диагностики выглядит следующим образом:

входная диагностика;

промежуточная диагностика;

итоговая диагностика.

Тематическое планирование курса

«Россия и мир. История с древнейших времен до конца XIX века»

10 класс, базовый уровень — (68ч.)

 

 

№ урока Дата Названия тем и  уроков Цели изучения темы Основные понятия и термины
1 Вводный урок
 

2

 

 

 

 

3-4

 

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9-10

 

 

Тема 1. Древняя Русь

Народы Восточной Евро­пы

 

Восточные   славяне   в древности

 

Возникновение Древне­русского

государства.

 

Крещение Руси

 

Государство и общество

 

Церковь и культура

 

Раздробленность Руси

 

Русь между Востоком и Западом

Повторительно-обобщающий урок по теме

 

Изучить особенности жизни древнего населения Северной Евразии, проследить корни славянства, процесс его рассе­ления, особенности формиро­вания Древнерусского госу­дарства. Показать особеннос­ти культуры Древней Руси, ее международных связей Природно-географическая среда и хозяйствен­но-культурные     типы, индоевропейская языко­вая общность, племен­ные союзы
 

 

 

11-12

 

 

13-14

 

15-16

 

 

17-18

 

 

19-20

 

 

 

 

 

 

Тема   2.   Цивилизации Древнего мира и  Средневековья

Древнейшая стадия истории человечества. Понятие «цивилизация»

Древний Восток и ан­тичный мир

 

Особенности европейской цивилизации Средневековья

 

Византийская   империя и восточнохристианский мир

 

Исламский мир

Повторительно-обобщающий урок по теме

Сформировать у школьников представление о процессе раз­вития общества, об основных проблемах его социально-эко­номической, политической и духовной эволюции; просле­дить особенности различных цивилизационных общностей Присваивающее хозяй­ство, производящее хо­зяйство,     государство, цивилизация, социаль­ная структура общест­ва, мировые религии
 

21- 22

 

 

 

23-24

 

 

25-26

 

 

27-28

 

 

29-30

 

31-32

Тема 3. Российское го­сударствов XIV—XVII векахМосква во главе объединения русских земельРоссия: третье право­славное царство

 

Кризис государства и общества. Смутное время

 

Становление самодержа­вия Романовых

 

Начало формирования

многонационального го­сударства

 

Русская культура(X –XIIвека)

 

Повторительно-обобщающий урок

 

 

Показать процесс формирова­ния централизованного Рос­сийского государства как за­кономерное явление общеми­рового порядка, выделить особенности российской госу­дарственности, показать исто­рическое значение борьбы рус­ского народа за независимость. Сформировать представления о России как о многонаци­ональном и многоконфесси­ональном государстве Крепостное право, мануфактурное производ­ство
 

33-34

 

 

 

35-36

 

 

37-38

Тема 4. Запад в Новое время 

Европа в начале Нового времени

Государство и общество стран Западной Европы в XVII в.

 

Эпоха Просвещения.

Революции XVIII столе­тия

 

Тенденции развития ев­ропейской      культуры XVI—XVIII вв.

Повторительно-обобщающий урок по теме

 

Показать закономерность эко­номической эволюции запад­ного общества и сопровождав­шей ее ломки политических институтов,   роль   католиче­ской ментальности в форми­ровании общественных отно­шений нового типа на Западе Мировая торговля, ка­питалистические  отно­шения, абсолютизм, ре­волюция,     колониаль­ные империи, лютеран­ство, протестантизм, Возрождение,   Просве­щение
 

 

39-40

 

41-42

 

 

43-44

 

 

45-46

Тема 5. Российская им­перия в XVIII веке 

Власть и общество

 

Социально-экономиче­ское развитие страны

 

Расширение территории государства

 

Образование,   наука   и культура

Повторительно-обобщающий урок по теме

 

Показать учащимся масштабность и противоречивость перемен, происходивших в стране, проанализировать за­кономерность и своеобразие петровских реформ, осветить деятельность Екатерины II «Регулярное государст­во»Петра I, просвещен­ный абсолютизм в Рос­сии, «золотой век» рос­сийского дворянства
 

 

47-48

 

 

49-50

 

 

51-52

 

53-54

 

 

 

 

 

 

 

 

55-56

 

 

 

 

57- 58

 

 

 

59 -60

Тема 6. Россия на путиМодернизации

 

Российское государство

в     первой     половине

XIX в.

Общественная жизнь в

первой половине XIX в.

 

Реформы 1860— 1870-х гг.

 

Социально – экономическое развитие России в пореформенный период. Контрреформы Александра III. Семинарское     занятие «Проблемы   капиталис­тической  индустриали­зации и политического развития»

 

Общественное движение в России во второй поло­вине XIX в.

 

 

Россия – многонациональная империя. Внешняя политика России.

 

Культура России. XIX век

Повторительно – обобщающий урок по теме

 

 

Показать кризис крепостнической системы, поиск путейвыхода из него, особенности

либеральных реформ в России, оживление общественной

жизни  в  стране,  динамику

развития пореформенной эко­номики

Полицейское    государство, славянофильствонародничество,    западничество,     модернизацияРеформа
 

61-62

 

 

 

 

63-64

 

 

 

65-66

 

 

 

 

 

 

 

 

 

67-68

  Тема 7. Запад в Х1Х веке. Становление индустриальной цивилизации.Эпоха наполеоновских войнПромышленный переворот и становление индустриального Запада.

 

Революции и реформы.

Идейные течения и по­литические партии

 

Колониальные империи

Особенности    развития стран Запада во второй половине XIX в.

 

 

 

 

 

 

Культура XIXвека

Научно – технический прогресс и общество

Итоговый урок по курсу

Сформировать у учащихся представления о складывании гражданского общества и пра­вового государства как ре­зультата социально-экономи­ческой и духовной эволюции западного общества, пока­зать процесс взаимодействия крупнейших государств Европы, России и стран Востока

Показать связь между интенсивным развитием науки и изменениями в жизни людей, процесс возникновения новых стилей и направлений в мировой художественной культуре, дать представление о всемирном значении русской науки и культуры XIXвека.

Промышленный пере­ворот, индустрия, либе­рализм, консерватизм, социализм, монополис­тический капитализм, национализм, наци­ональные государства

 

 

 

 

 

 

 

 

Научно-технический прогресс,   классицизм, реализм,      импрессио­низм

 

 

 

 

 

Тематическое планирование курса

«Россия и мир. История XX века» 11 класс, базовый уровень (68 ч)

 

№ урока,дата Названия тем и уроков Цели изучения темы Основные понятия и термины
1 Вводный урок Обобщить знания школьников об основных тенденциях и ре­зультатах мирового историче­ского процесса к концу XIX в. Дать общую характеристику периода новейшей истории Новейшая  история,   те­ория модернизации
2

 

3-4

 

 

 

 

 

5-6

 

 

 

 

7-8

 

 

9-10

 

Тема 1. Россия и мир в начале XX векаНовые тенденции в раз­витии обществаСоциально- экономическое и политическое развитиеРоссии в начале ХХвека

 

Россия в системе миро­вого рынка и междуна­родных союзов.Русско- японская война 1904- 1905гг

Первая российская ре­волюция 1905 – 1907гг

 

Российское общество и реформы

Урок обобщения по те­ме

Раскрыть особенности модер­низации в России, показать нарастание социальных про­тиворечий в стране. Ознако­мить учащихся с причинами, основными этапами первой российской революции, крат­ко охарактеризовать главные события 1905 г., рассмотретьдеятельность основных поли­тических сил в условиях рево­люции, становления парла­ментаризма и многопартий­ности. Выявить значение аграрной реформы Столыпи­на, ее последствия. Охаракте­ризовать место России в систе­ме международных отноше­ний Индустриальное общест­во,   научно-технический прогресс,    авторитарная власть,   реформизм,   но­вый   либерализм,   соци­ал-демократия, новое на­родничество,  Советы ра­бочих депутатов, парла­ментаризм, кадеты, октябристы, хутора, отруба, гегемония
 

11-14

 

15-16

 

Тема 2. Мировая вой­на   Первая мировая война

 

Послевоенное урегули­рование и революцион­ные события в Европе

 

Раскрыть обстановку накану­не войны. Разъяснить уча­щимся предпосылки и причи­ны войны. Охарактеризовать планы России, ее союзников и противников. Показать ход военных действий на основ­ных театрах войны, особенно подчеркнуть роль Восточного фронта в Первой мировой войне.Выяснить итоги Первой ми­ровой войны, ее последствия, влияние послевоенного уре­гулирования    на    развитие международных отношений. Мировая война, инфля­ция, демократическая революция, социалисти­ческая революция, ко­алиционное правительст­во, политическая доктри­на, мировая революция, международное право, аннексия, контрибуции, сепаратный мир,
 

 

 

17-20

 

 

21- 24

 

 

 

 

 

25- 26

Тема 3. Россия в период революционных потрясенийРоссийская революция 1917 г.

 

Гражданская война в России

 

 

 

 

От Российской республики Советов к СССР.

Урок обобщения по теме

 

Охарактеризовать со­циально-экономическое и по­литическое развитие России в годы войны. Дать характеристику революционных событий февраля 1917г..Показать исторические альтернативы 1917г. Раскрыть причины прихода к власти большевиков.Охарактеризовать причины Гражданской войны, ее основные этапы и события.

 

Граж­данская война, пролета­риат, диктатура пролетариата, Советы, рабочий контроль, национализа­ция, конституция, Советская власть, сепаратизм, анархизм, белое движение, продразверстка, национализация, экспроприация,суверенитет, федерация, автономия,союзное государство, унитарное государство
 

 

27-28

 

 

29-30

 

 

31-32

 

 

 Тема 4. Социалистиче­ский   эксперимент   в СССРСоветская страна в го­ды нэпа

 

Пути   большевистской модернизации

 

СССР в системе между­народных отношений

 

Раскрыть причины введения нэпа, его основные направле­ния. Выявить трудности нэпа, противоречия между эконо­мической и политической сис­темами СССР в период нэпа. Раскрыть причины отхода от нэпа. Охарактеризовать про­цесс сращивания партийного

и государственного аппарата. Проследить формирование сталинского режима, дать оценку курса на построение социализма в одной стране. Раскрыть противоречия курса на индустриализацию и кол­лективизацию, показать их последствия.

Охарактеризовать причины непрочности Версальско-Ва-шингтонской системы и появ­ления новых центров силы в Европе и Азии. Рассказать об эволюции внешнеполитиче­ского курса СССР в условиях нарастания агрессии в Европе и Азии.

Социальное     равенство, политика «военного ком­мунизма»,  новая эконо­мическая политика, госу­дарственная      собствен­ность, коллективная соб­ственность, многоуклад-ность,    государственный сектор, хозрасчет, плано-

выи характер экономи­ки, инакомыслие, от­деление церкви от госу­дарства, индустриализация, денеж-ная рефор­ма, кооперация, продна­лог, «культурная рево­люция», милитаризация экономики, социалисти­ческая модернизация, коллективизация сель­ского хозяйства, кула­чество, командно-администра-тивная система, дефицит, урбанизационныепроцес-сы,ментальность,элита,бю-рократия,пропаганда, ми­ровая революция, дип­ломатия, реконструк­ция народного хозяйст­ва, демилитаризованная зона, Коминтерн, во­оруженные конфликты, реваншистские   настро­ения,      Версальско-Вашингтонская     система, единый      антифашист­ский фронт, репрессии, агрессия.

 

 

 

33-34

 

 Тема 5. Мир в межво­енный период

Мировой    экономиче­ский кризис

Тоталитарные режимы в Европе

Модернизация в стра­нах Востока

 

Показать предпосылки эконо­мического кризиса, его миро­вой    характер,    проявление кризиса в разных странах ми­ра. Охарактеризовать основ­ные   мероприятия    «Нового курса» в США. Сравнить вы­ход из кризиса, предложен­ный левыми силами,  либе­ральными реформаторами и фашистами. Раскрыть поли­тику правительства Народно­го фронта во Франции. Показать   причины,   особен­ности   и  истоки  тоталитар­ных режимов в Европе. Рас­крыть внутреннюю политику нацистов и итальянских фа­шистов.Показать нестабильность ав­торитарного и тоталитарного путей преодоления кризиса. Дать представление учащим­ся о процессах модернизации в странах Востока Свободная рыночная эко­номика,      банкротство, экономический   кризис, депрессия,   либеральная экономика, девальвация, государственный    конт­роль, система социально­го обеспечения, социаль­ные реформы, профсою­зы, лейбористы, дефицит бюджета, фашизм, соци­алисты,     забастовочное движение, тоталитарные режимы,  тоталитаризм, культ сильной личности, оппозиционные  партии, корпорации,    автаркия, расизм,    антисемитизм, нацизм,       пропаганда,концлагеря, средства мас­совой информации, коло­ниализм, концессии, модернизация,       наци­онально-освободительное движение, ненасилие, ре­лигиозная рознь,  кампания гражданского   неповино­вения
35-36

 

 

37-38

 

 

39-40

 

 

 

41-44

 

 

 

45- 46

 

 

 

Тема 6. Вторая миро­вая войнаСССР накануне Вели­кой Отечественной вой­ныАгрессия гитлеровской Германии

 

Начало Великой Отече­ственной войны. Тыл и оккупация.

 

Коренной перелом

Семинарское   занятие «Человек на войне»

 

Победа   антигитлеров­ской коалиции. Итоги Второй мировой войны.

Урок обобщения по те­ме

Показать причины и характер Второй мировой войны, ее ос­новные этапы.Охарактеризовать ход воен­ных действий на основных те­атрах войны. Особо выделить советско-германский фронт, подчеркнуть его значение в разгроме врага. Проследить основные этапы формирова­ния антигитлеровской коали­ции. Раскрыть роль тыла в войне, подчеркнуть значе­ние движения Сопротивления. Обозначить цену войны для

мирного населения. Показать итоги, значение победы в вой­не, роль в ней СССР.

Антигитлеровская     ко­алиция, гегемония, госу­дарства-агрессоры,     са­теллиты,   молниеносная война, этническая грани­ца, «странная война», ка­питуляция, администра­тивный ресурс, террито­риальные приобретения, мобилизация,       эваку­ация, оккупация, страте­гия, коренной перелом, театр военных действий, ленд-лиз,     патриотизм, партизанское движение,движение Сопротивле­ния, сверхдержавы, де­колонизация

 

 

 

47- 48

 

 

49- 50

 

Тема 7. Биполярный мир и «холодная вой­на»Начало противостоя­нияМир на грани ядерной войны

СССР и социалистические страны Европы.

Раскрыть политические итоги войны, охарактеризовать ре­шения союзников в отноше­нии Германии. Показать про­тиворечия между союзниками по антигитлеровской коали­ции. Раскрыть причины воз­никновения «холодной вой­ны», ее последствия для меж­дународных отношений и внутренних процессов. Оха­рактеризовать основные эта­пы и события «холодной вой­ны». Показать причины нача­ла разрядки международной напряженности, ее противоре­чия и достижения Внутриполитический кризис, гонка ракет­но-ядерных вооружений,  эскалация вооруженного  конфликта, военно-мор­ская блокада, нераспро­странение ядерного ору­жия, разрядка междуна­родной напряженности, страны «социалистической ориентации», региональные конфликты, геополитические интере­сы, страны Восточного блока, просоветский ре­жим, антивоенное дви­жение, разрядка между­народной напряженнос­ти, ядерный паритет, ограничение страте­гических    вооружений,«холодная война», государства «третьего мира».
 

51-52

 

 

53- 54

 

 

 

55-56

Тема 8. СССР  в 1945 – 1984 гг.СССР: от Сталина к на­чалу десталинизации

 

Хрущев Н.С.: реформаторство и утопизм.

 

Кризис «развитого со­циализма»

 

Показать экономические по­следствия войны. Обозначить противоречивость послевоен­ного экономического развития СССР, трудности и успехи. Разъяснить учащимся особен­ности политического режима в СССР после войны. Охарак­теризовать усиление идеоло­гического давления на обще­ство. Показать изменения пос­ле смерти И. В. Сталина: наследие сталинского поли­тического режима. Просле­дить эволюцию политичес­кого и экономического кур­са, проводившегося в СССР в 50—70-е гг., его успехи и по­ражения. Назвать причины установле­ния в странах Восточной Ев­ропы и Азии просоветских режимов. Охарактеризовать причины и последствия вну­триполитических кризисов в социалистических странах Идеологические   кампа­нии,       космополитизм, экономические    методы управления,   территори­альная организация хо­зяйственной жизни, де­сталинизация,   реабили­тация, депортированные народы,     субъективизм, волюнтаризм,   идеологи­ческие   стереотипы,   но­менклатура,   экономиче­ские   реформы,   научно-техническая революция, коррупция, партийно-го­сударственный  аппарат, официальная идеология, правозащитное    движе­ние, диссидентское дви-жение,     конвергенция, «югославская     модель» социализма, либерализа­ция общественной жизни
 

57-58

 

 

 

59- 60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

61- 62

 

 

 

 

 

63-64
65- 66

 

 

67-68

 Тема 9. Россия в совре­менном мире 

СССР в период пере­стройки.

Крах социализма в Вос­точной Европе

Становление новой России

Российская Федера­ция: новые рубежи в политике и экономике в90-е гг ХХвека.

 

 

 

Общественно-полити­ческое развитие Запада в 40—60-х гг

Страны Азии, Африки и Латинской Америки

 

Мир на пороге XXI ве­ка

 

НТР и общество. Научно- технический прогресс.

 

Основные тенденции развития культуры.

Урок обобщения по те­ме

 

Раскрыть предпосылки преоб­разований в СССР. Показать непоследователь­ность шагов по реформирова­нию экономики в годы пере­стройки. Показать противо­действие консервативных сил экономической реформе и еенеудачи. Разъяснить учащим­ся причины неудачи в эконо­мических преобразованиях. Проследить основные шаги в общественно-политических реформах. Охарактеризовать

подъем общественных и наци­ональных движений. Раскрыть сущность политики «нового мышления» во внеш­ней политике, ее итоги и по­следствия. Проследить связь между внутриполитическими изменениями в СССР, новой внешней политикой и револю-­

циями в Восточной Европе.

Охарактеризовать их итоги и значения.

Показать обострение социальных и национальных проблем в СССР. Дать оценку событий 1991г., причин и последствий распада СССР.

Показать вступление стран Запада в постиндустриальную стадию развития общества. Раскрыть процесс формирования экономической политики в рамках концепции «государства благосостояния». Оценить итоги развития стран Запада к началу 90-х гг.

Дать характеристику основных групп стран «третьего мира», особенностей их развития и места в современном мире.

Показать противоречивость НТП, его позитивные и негативные стороны.

Рассмотреть общие тенденции развития литературы и искусства в ХХ веке, их связь с другими сторонами жизни общества- политикой, экономикой, развитием техники. Обозначить место нашей страны в духовной жизни человечества в ХХ столетии

 

 

«Ускорение»   социально-экономического развития,процесс демократиза­ции, гласность, реформы государственного строя, политический плюра­лизм, «обновление соци­ализма», многоэтниче­ское государство, наци­ональные и нацио­налистические движе­ния, концепция «обще­европейского дома», по­литика «нового мышле­ния», многопартийная система, референдум, конфедерация, «бархат­ная революция», прива­тизация, «шоковая тера­пия», радикальные ре­формы, «протестный»

электорат, правовое госу­дарство, президентская республика, постсовет­ское пространство, этно-политические конфликты,

кризис власти, маргиналы, интеграционные процессы, глобализация экономики,

расовая дискриминация, «средний класс», движение «зеленых», неоконсерватизм, постиндустриальное общество, терроризм, политика «большого скачка», китайская «культурная революция», «казарменный социализм»,

мегаполис, менталитет, урбанизация, плюрализм, авангардизм, реалистическое искусство, модернизм

Содержание образовательной программы

10 класс(1курс)

История (с древнейших времен до конца XIX века)

 

Тема 1

Древняя Русь      10ч

Восточные славяне в древности. Влияние при­родной среды на занятия и образ жизни восточных славян. Хозяйство. Особенности земледельческой культуры. Родоплеменная организация восточных славян и ее эволюция. Племенные союзы. Языче­ские верования. Устройство мира в представлении восточных славян. Славянские боги.

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. Предпосылки формирования Древнерусского государства. Русь и варяги. Пер­вые князья. Военные походы. Русь и Византия. Княжение Владимира I. Христианизация Руси и ее значение.

Государство и общество. Организация управле­ния государством. Полюдье. Начало княжеских усобиц. Правление Ярослава Мудрого. Центробеж­ные тенденции в Древнерусском государстве. Вла­димир Мономах. Община и вотчина. Социальная структура древнерусского общества. Русская Прав­да.

Церковь и культура. Русская православная цер­ковь. Влияние христианства на культуру. Развитие каменного зодчества. Древнерусская живопись. Образование. Литература. Летописание. Бытовая культура.

Раздробленность Руси. Экономические и поли­тические причины раздробленности. Натуральный характер сельского хозяйства. Расширение бояр­ского землевладения. Рост городов. Окончатель­ный распад Древнерусского государства. Борьба за великокняжеский стол. Владимиро-Суздальское княжество и рост его политического влияния. Нов­городская земля. Система государственного управ­ления. Культура Руси в XII — начале XIII в. Архи­тектура. Живопись. Литература.

Русь между Востоком и Западом. Держава Чин­гисхана. Первые завоевательные походы монголов.

Нашествие на Волжскую Булгарию и на Русь. Ба­тый. Борьба русских княжеств с монгольским на­шествием и его последствия. Образование Золотой Орды. Система государственного управления. Рус­ские земли в составе Золотой Орды. Александр Невский. Борьба со шведами и немцами. Отноше­ния с Ордой.

 

Тема 2

Цивилизации Древнего мира и  Средневековья      10ч

Древний Восток и античный мир. Начало преоб­разования человеком природы. Переход от присва­ивающего хозяйства к производящему. Появление ремесла и торговли. Ранние цивилизации и их осо­бенности. Государство на Востоке. Деспотия. Воз­никновение античной цивилизации. Аристократия и демократия в античных полисах. Эллинизм: го­сударство и общество. Римский мир Средиземно­морья.

Рождение европейской средневековой цивили­зации. Кризис поздней Римской империи. Вели­кое переселение народов и его последствия для ми­ра Средиземноморья. Падение Западной Римской империи. Начало эпохи Средневековья. Роль христианства в жизни сред­невекового общества.

Страны Западной Европы в раннее Средневе­ковье. Фе­одальная лестница: сеньоры и вассалы. Дальней­шее политическое дробление. Образование Священ­ной Римской империи. Сословия средневекового общества. Христианство и христианская церковь в жизни человека Средневековья. Духовная и свет­ская власть.

Западная Европа в XI—XV веках

Экономическое и политическое развитие. Отде­ление ремесла от сельского хозяйства. Развитие ре­месла и техники. Средневековый город и горожане.

Крестовые походы. Судьба Византии и южнославянских государств. Реконкиста. Германская экспансия в Восточной Европе.

Культура средневекового Запада. Картина мира в представлениях средневековых европейцев. Христианство и культура. «Рыцарская» культура. «Крестьянская» культура. «Городская» культура. Средневековые университеты

Византийская империя и восточнохристианский мир. Природа и население. Особенности раз­вития Византии. Античная и христианская тради­ции в жизни византийцев. Государственная власть и церковь в Византийской империи. Раскол хрис­тианской церкви. Византия — крупнейшее христи­анское государство раннего Средневековья. Внеш­няя политика византийских императоров. Влия­ние Византии на славянский мир.

Исламский мир. Аравия — родина ислама. Про­поведь Мухаммеда и возникновение новой рели­гии. Вероучение ислама. Мусульманская культура.

 

Тема 3

Российское государство в XV—XVII веках    12ч

Москва во главе объединения русских земель. Начало возвышения Москвы. Первые московские князья, рост их владений. Русские земли в составе Великого княжества Литовского и Русского. Прав­ление в Московском княжестве Дмитрия Донского. Куликовская битва и ее значение. Василий I. Василий II. Междоусобица в Московском княжест­ве. Рост территории Московского княжества. Русь и государства-наследники Золотой Орды.

Россия: третье православное царство. Полити­ка Ивана III. Конец ордынского владычества. За­вершение процесса объединения русских земель. Система органов государственной власти. Бояр­ская дума. Судебник 1497 г. Концепция «Моск­ва-третий Рим». Централизация государствен­ного управления. Формирование сословно-представительной монархии. Экономическое развитие в XIV—XVI вв. Изменения в социальной структуре общества. Дворянство. Формирование сословий. Начало оформления крепостного права.

Кризис государства и общества. Смутное время. Иван IV. Ливонская война. Опричнина. Самодер­жавие Ивана Грозного. Правление Бориса Годуно­ва. Причины и начало Смуты. Лжедмитрий I. Ос­новные этапы Смуты. Интервенция Польши и Шве­ции. Первое и Второе ополчения. К. М. Минин, Д. М. Пожарский. Роль церкви в усилении наци­онально-освободительного движения. Земский со­бор 1613 г.

Становление самодержавия Романовых. Воца­рение династии Романовых. Ликвидация последст­вий Смуты. Начало формирования самодержавия Романовых. Политика Алексея Михайловича. Пат­риарх Никон. Церковная реформа и раскол пра­вославной церкви. Старообрядчество. Изменения в экономике и социальном строе. Соборное уложе­ние 1649 г. Народные волнения. Новые явления в духовной жизни общества.

Начало формирования многонационального го­сударства. Политическая карта Восточной Европы в XVI в. Завоевание Среднего и Нижнего По­волжья. Освоение Дикого поля. Казачество. Освое­ние севера европейской части России. Присоедине­ние к России Восточной Сибири, Прибайкалья и Забайкалья. Присоединение Левобережной Укра­ины.

Русская культура. Общая характеристика раз­вития культуры. Книжное дело. Литература. Ар­хитектура. Живопись. Феофан Грек. Андрей Руб­лев. Последний век русской средневековой культу­ры. Светские тенденции в культуре.

 

Тема 4

Запад в Новое время      6ч

Европа в начале Нового времени. Изменения в хозяйстве в начале Нового времени. Великие гео­графические открытия XV—XVI вв. Начало коло­ниальных захватов и создания колониальных им­перий. Социальная структура западноевропейско­го общества. Реформация в Европе. Лютеранство и кальвинизм. Контрреформация и религиозные войны. Протестантизм как элемент западноевро­пейской цивилизации.

Государство и общество стран Западной Евро­пы в XVII в. Социально-экономическое развитие Европы в XVII в. «Революция цен» и кризис тра­диционной европейской экономики. Процесс формирова­ния и общие черты европейского абсолютизма.

Эпоха Просвещения. Научные открытия и появ­ление механистической картины мира. И. Нью­тон. Рационализм. Распространение материализма и атеизма. Общественная мысль эпохи Просвеще­ния. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо. Идеи правового госу­дарства, разделения властей. Ш. Монтескье. Воздействие идей Просвещения на политические и ду­ховные процессы Нового времени. Просвещенный абсолютизм в странах Европы.

Революции XVIII столетия.

Тенденции развития европейской культуры XVI—XVIII вв. Идеи гуманизма. Культура эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение и его творцы.

 

Тема 5

Российская империя в XVIII веке      8ч

Власть и общество. Предпосылки петровских реформ. «Великое посольство». Борьба за выход к Балтике. Северная война. Создание регулярной армии и флота. «Регулярное» государство Петра I. Государственные преобразования. Утверждение аб­солютизма. Провозглашение империи. Церковная реформа. Борьба за наследие Петра. Просвещен­ный абсолютизм в России. Правление Екате­рины II. Расширение дворянских привилегий. «Жалованная грамота дворянству».

Социально-экономическое развитие страны. Деревня и город на рубеже XVII—XVIII вв. Разви­тие мануфактурной промышленности. Сельское хозяйство. Торговля и финансы. Сословный строй России. «Золотой век» российского дворянства.

Расширение территории государства. Северная война и территориальные приобретения России. Внешняя политика Екатерины II. Расширение за­падных границ России во второй половине XVIII в. Россия и Польша. Борьба за выход к Черному мо­рю. Продвижение на Юг. Территориальное расши­рение России на Восток. Освоение Сибири и Даль­него Востока.

Образование, наука и культура. Новая эпоха в отечественной культуре. Реформы Петра I в об­ласти культуры и быта. Образование и наука. Со­здание Академии наук. Открытие Московского университета. Утверждение светских тенденций в культуре. Литература. Архитектура. Изобрази­тельное искусство.

 

Тема 6

 Россия на пути модернизации        14ч

Российское государство в первой половине XIX в. Россия на рубеже столетий: Павел I. Преоб­разовательные проекты Александра I. Противоре­чивость внутренней политики. Царствование Николая I. Внутренняя политика. Государство и крестьянский вопрос в России в первой половине XIX в. Крепостничество как сдерживающий фак­тор экономического развития страны.

Общественная жизнь в первой половине XIX в. Общественные настроения в начале XIX в. Появле­ние общественно-политических организаций. Де­кабристы. Консерватизм: в поисках государствен­ной идеологии. Западники и славянофилы. Зарож­дение идей русского социализма.

Реформы 1860—1870-х гг. Кризис крепостни­чества и необходимость модернизации страны в середине XIX в. Отмена крепостного права. Ре­формы 1860—1870-х гг., их судьба и историческое значение. Экономическая политика государства в эпоху реформ. Сельское хозяйство и промыш­ленность в пореформенный период. Развитие капиталистических отношений в городе и де­ревне. Поиски нового курса во внутренней поли­тике на рубеже 70—80-х гг.: борьба либераль­ной и консервативной тенденций. Незавершен­ность реформ. Консервативная политика Алек­сандра III.

Общественное движение в России во второй по­ловине XIX в. Влияние реформ на общественно-по­литическую жизнь. Русский либерализм. Народ­ничество. Основные направления в народничестве и их идеологи. Революционные организации 60— 70-х гг. Терроризм. Возникновение рабочего дви­жения. Первые рабочие союзы. Зарождение соци­ал-демократии. Консерватизм.

Россия — многонациональная империя. Рас­ширение территории в первой трети XIX в. Кавказ­ская война и ее итоги. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Завершение формирования терри­тории империи. Заселение Сибири и Дальнего Вос­тока. Население Российской империи: этносы и конфессии. Пути создания империи.

Культура России в XIX в. Просвещение. Лите­ратура в жизни общества. Театр. Изобразительное искусство. Музыка, опера, балет.

 

Тема 7

Запад в XIX веке.        8ч

Становление индустриальной цивилизации

Эпоха наполеоновских войн. Заграничные похо­ды русской армии. Крах наполеоновской империи.

Промышленный переворот и становление инду­стриального Запада. Предпосылки перехода к про­мышленному производству. Изменения в сельском хозяйстве Англии. Начало промышленного пере­ворота в Англии и его значение. Промышленный переворот во второй половине XIX в. Изменения в структуре общества.

Революции и реформы. Венский конгресс и его решения. Образование Священного союза. Революции 1848—1849 гг. в Герма­нии, Австрии и Италии. Утверждение основ конс­титуционализма. Парламентские реформы в Ве­ликобритании. Борьба против рабства в США. Гражданская война. Формирование гражданского общества и правового государства.

Идейные течения и политические партии. Ли­берализм. Консерватизм. Социализм. Француз­ский социализм. Марксизм. Идеи национализма.

Колониальные империи. Ослабление «старых» колониальных империй — Испании и Португалии. Колониальные империи Голландии, Франции и Ве­ликобритании. Последствия европейской колони­зации для стран Востока. Возникновение независи­мых государств в Латинской Америке.

Особенности развития стран Запада во второй половине XIX в. Возникновение национальных государств в Европе. Выдвижение Германии и США в лидеры мировой экономики. Новые явле­ния в экономике стран Запада. Возникновение мо­нополистического капитализма. Колониальные захваты и создание новых колониальных импе­рий. Колониальный раздел мира. Общественные отношения и политические партии во второй поло­вине XIX в.

Культура XIX века

Научно-технический прогресс и общество. На­учные представления о строении природы. Эволю­ционная картина мира. Развитие образования. Средства массовой информации. Научно-технический прогресс и общество.

Мировая литература и художественная культу­ра.

 

11 класс(2 курс)

 

История  (XX век)

 

Тема 1

Россия и мир в начале XX века     10ч

Новые тенденции в развитии общества. Страны Запада: характерные черты общества и экономиче­ского развития. Научно-технический прогресс. Центры и периферия индустриального общества. Процесс модернизации в России и его особенности. Социальная структура общества на Западе, в Рос­сии и на Востоке. Идейные течения, образование первых политических партий в России.

Первая российская революция. Предпосылки, причины и этапы революции. Нарастание кон­фронтации между властью и обществом. Рус­ско-японская война. Формы революционной борьбы. Вы­ступления рабочих, крестьян и интеллигенции. Деятельность Советов. Всероссийская октябрьская стачка. Реформа политического строя. Манифест 17 октября. Природа нового политического строя. Образование системы политических партий. Рево­люционные партии: социал-демократы и социалис­ты-революционеры. Либеральные партии: кадеты и октябристы. Организации правых. Лидеры и це­ли партий. Начало российского парламентаризма: I Государственная дума.

Российское общество и реформы. Программа правительства П. А. Столыпина. Начало аграрной реформы. Окончание первой российской револю­ции. Третьеиюньский режим. Основные направле­ния аграрной реформы. Создание частновладельче­ских крестьянских хозяйств. Непоследователь­ность реформаторского курса.

Россия в системе мирового рынка и междуна­родных союзов. Особенности развития российской экономики. Роль государства в хозяйственной жиз­ни страны. Экономический подъем в России. Рос­сия на фоне индустриальных стран Запада. Основ­ные направления внешней политики России. Отно­шения с Китаем и Японией. Россия в системе военно-политических союзов.

 

Тема 2

Мировая война      6ч

Первая мировая война. Геополитическая обста­новка накануне войны. Причины войны. Планы России, ее союзников и противников. Начало Пер­вой мировой войны. Основные театры военных дей­ствий. Военные действия в 1914 г. Роль Восточ­ного фронта в Первой мировой войне. Военные кам­пании 1915—1917 гг. Социально-экономическая и внутриполитическая ситуация в России и других воюющих странах. Выход России из войны. Окон­чание Первой мировой войны.

Послевоенное урегулирование и революцион­ные события в Европе. Итоги Первой мировой вой­ны. Мирные предложения. Условия перемирия с Германией и ее союзниками. Противоречия меж­ду странами-победительницами по поводу принци­пов послевоенного урегулирования. Версальский мирный договор и его последствия. Мирные догово­ры с союзниками Германии. Проблема России на переговорах о мире. Распад империй и образова­ние новых государств в Европе. Революционные процессы в Европе. Создание новых национальных государств.

 

Тема 3.

Россия в период революционных потрясений    10ч

Российская революция 1917 г. Революционные события февраля—марта 1917 г.: падение монар­хии, отречение Николая II. Образование Временно­го правительства. Формирование Советов. После- февральский политический режим. Создание пра­вительственной коалиции, политические кризисы.

А. Ф. Керенский. «Апрельские тезисы» В. И. Ле­нина. Курс большевиков на социалистическую ре­волюцию. Выступление JI. Г. Корнилова. Больше­визация Советов.

Октябрь 1917 г.: приход большевиков к власти. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты. Установление новой власти на местах. Политиче­ские преобразования в Советской России. Систе­ма центральных и местных органов управления Советского государства. Образование коалицион­ного большевистско-левоэсеровского правительст­ва. Судьба Учредительного собрания. Различные точки зрения на революционные события 1917 г.

Гражданская война в России. Причины и осо­бенности Гражданской войны, ее временные рам­ки. Война «внутри демократии». Брестский мир. Борьба за Советы весной 1918 г. Восстание Чехословацкого корпуса. Строительство Красной Армии. JI.Д.Троцкий. Распад большевистско-ле­воэсеровского блока. Формирование однопартий­ной системы в Советском государстве. Принятие Конституции РСФСР.

Борьба между «красными» и «белыми». Расши­рение белого движения и иностранная интервен­ция. Победы Красной Армии над войсками А. В. Колчака и А. И. Деникина. Связь Граждан­ской войны с социальной и экономической полити­кой большевиков. Политика «военного коммуниз­ма» и ее результаты. Крестьянские восстания. За­вершение Гражданской войны в европейской части страны. Причины победы большевиков в Граждан­ской войне.

От Российской республики Советов  к  СССР.

Российская революция и национальный вопрос. Создание РСФСР. Национальные государства в го­ды Гражданской войны. Объединение советских республик и образование СССР в 1922 г. Конститу­ция СССР 1924 г.

Тема 4

Социалистический эксперимент в СССР     6ч

Советская страна в годы нэпа. Кризис власти РКП(б) и политики «военного коммунизма». На­растание крестьянских выступлений. Кронштадт­ское восстание. X съезд РКП(б). Переход к новой экономической политике (нэпу). Основные направ­ления нэпа. Восстановление и развитие промыш­ленности и сельского хозяйства. Проблема много­укладности народного хозяйства. Трудности нэпа. Противоречия между экономической и политиче­ской системами СССР в период нэпа. Расширение торговой сети и сферы услуг. Изменение социаль­ной структуры общества: рост численности про­летариата, появление нэповской буржуазии, уве­личение числа государственных служащих. Куль­турная революция. Политическая борьба в больше­вистской партии после смерти В. И. Ленина. Уси­ление позиций И. В. Сталина в советском руко­водстве.

Пути большевистской модернизации. Особен­ности модернизации в СССР. Свертывание нэпа. Курс на индустриализацию и коллективизацию и его последствия. Форсированная индустриализа­ция и ее источники. Насильственная коллективи­зация. Массовые репрессии. Советская экономиче­ская модель. Режим личной власти вождя. Измене­ния социальной структуры общества, деформация общественного сознания. Конституция 1936 г.: не­соответствие демократического характера консти­туции и социально-политических реалий советско­го общества.

СССР в системе международных отношений. Советская внешняя политика и проблема мировой революции. Генуэзская и Локарнская конферен­ции. Полоса международного признания СССР. Лига Наций. Дальневосточная политика СССР. Со­ветско-китайский конфликт на КВЖД. Советская помощь Китаю в борьбе с японской агрессией. Советско-японские вооруженные конфликты в райо­не озера Хасан и у реки Халхин-Гол. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Советская поли­тика в условиях роста военной угрозы в Европе. Изменение внешнеполитического курса СССР пос­ле прихода к власти нацистов в Германии. Полити­ка коллективной безопасности. Создание блока фашистских государств. Крах системы послевоен­ного урегулирования. Дипломатические маневры накануне Второй мировой войны. Мюнхенское со­глашение 1938 г. и политика «умиротворения» аг­рессоров. Захваты фашистской Германии и Ита­лии в Европе. Неудача советско-англо-француз­ских переговоров летом 1939 г. Заключение пакта о ненападении с Германией. Разграничение сфер влияния в Европе.

Тема 5

Мир в межвоенный период     2ч

Мировой экономический кризис. Экономиче­ское развитие стран Запада в 20-е гг. Предпосыл­ки экономического кризиса. Великая депрессия в США. Ф. Д. Рузвельт. Основные мероприятия «Нового курса». Выход США из кризиса.

Тоталитарные режимы в Европе. Тоталитарная идеология. Природа тоталитаризма. Установление фашистского режима в Италии. Корпоративное государство в Италии: вариант тоталитарной дик­татуры. Экономический и политический кризис в Германии. Приход к власти в Германии нацио­нал-социалистов. Гитлеровский режим. Нацист­ская партия. Милитаризация страны. Агрессивная внешняя политика. Тоталитарные и авторитарные режимы в других странах Европы. Нестабильность авторитарного и тоталитарного путей преодоления кризиса.

 

Тема 6

Вторая мировая война      12ч

Агрессия гитлеровской Германии. Причины войны. Периодизация. Нападение гитлеровской Германии на Польшу. Присоединение к СССР За­падной Украины и Западной Белоруссии. «Странная война» на Западе. Оккупация Германией Да­нии и Норвегии. Разгром и капитуляция Фран­ции. «Битва за Англию». Военные действия в Северной Африке. Агрессия Германии и Италии на Балканах.

СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укреплению военной мощи СССР. Внешняя политика СССР в условиях начала Вто­рой мировой войны. Советско-финляндская война и ее результаты. Расширение территории СССР в 1940 г.: присоединение Бессарабии, Северной Бу­ковины и Прибалтики.

Начало Великой Отечественной войны. Нападе­ние Германии на СССР. Причины неудач Красной Армии летом и осенью 1941 г. Преобразование ор­ганов государственного и военного управления. Мобилизационные усилия первых месяцев войны. Оборона Москвы. Провал германского плана мол­ниеносной войны. Контрнаступление Красной Ар­мии под Москвой зимой 1941—1942 гг. Ситуация на фронте весной и летом 1942 г. Наступление не­мецкой армии на юге летом 1942 г. Начало Ста­линградской битвы. Военные действия в Северной Африке и на Тихом океане. Образование антигит­леровской коалиции.

Коренной перелом. Сталинградская битва. Ок­ружение и разгром немецких армий под Ста­линградом — начало коренного перелома. Наступ­ление Красной Армии зимой 1942 г. — весной 1943 г.: освобождение Кавказа, прорыв блокады Ленинграда, наступление на центральных участ­ках фронта. Планы воюющих сторон на лето 1943 г. Битва на Курской дуге и ее значение. Пере­ход стратегической инициативы к Красной Ар­мии. Освобождение Левобережной Украины. Битва за Днепр. Массовый героизм советских солдат и офицеров — важнейший фактор победы.

Сражения в Северной Африке и на Тихом океане в 1942—1943 гг. Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны. Война и советское общест­во. Перестройка советской экономики в условиях войны. Тыл в годы Великой Отечественной войны. Изменение политики в отношении церкви. Поло­жение на территориях, подвергшихся немецкой оккупации. Борьба с оккупационным режимом. Роль партизанского движения в борьбе с немец- ко-фашистской агрессией.

Победа антигитлеровской коалиции. Стратеги­ческая обстановка к началу 1944 г. Наступатель­ные операции советских войск зимой—весной 1944 г. Наступление советских войск в Бело­руссии— операция «Багратион». Изгнание врага с территории СССР. Начало освобождения стран Восточной и Центральной Европы. Открытие вто­рого фронта. Военные действия на Западе в 1944 г. Движение Сопротивления. Берлинская операция. Завершение войны в Европе. Окончание Великой Отечественной войны. Разгром Японии. Берлин­ская (Потсдамская) конференция. Историческое значение победы Советского Союза в Великой Оте­чественной войне. Итоги Второй мировой войны.

 

Тема 7

Биполярный мир и «холодная война»        4ч

Начало противостояния. Политические послед­ствия войны. Противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции. Начало «холодной войны». Установление в странах Восточной Европы просоветских режимов. Создание СЭВ. Включение стран Западной Европы в орбиту влияния США. Со­здание НАТО. Гонка вооружений. Начало ядерного противостояния. Первое столкновение Востока и Запада: война в Корее и ее результаты.

Мир на грани ядерной войны. Смена ориенти­ров советской внешней политики после смерти И. В. Сталина. Поиск диалога со странами Запада. Встреча руководителей СССР, США, Англии и Франции в Женеве в 1955 г. Установление дипло­матических отношений с ФРГ. Создание ОВД. Обо­стрение международной обстановки. Возведение Берлинской стены. Карибский кризис. Борьба за влияние в «третьем мире». Война во Вьетнаме.

От разрядки к новому противостоянию. Начало разрядки международной напряженности. Дости­жение советским блоком военно-стратегического паритета с Западом. Договор ОСВ-1. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Разме­щение советских ядерных ракет в Восточной Евро­пе. Начало войны в Афганистане. Окончание раз­рядки. Нарастание конфронтации между СССР и странами Запада, возобновление гонки ядерных вооружений. Обострение идеологической борьбы на международной арене.

 

Тема 8

СССР и социалистические страны Европы СССР: от Сталина к началу десталинизации.      6ч

Экономические последствия войны. Переход про­мышленности на выпуск гражданской продук­ции. Восстановление экономики. Отмена карточ­ной системы и денежная реформа. Сталинская диктатура: ужесточение политического режима. Усиление идеологического давления на общест­во. Новый виток репрессий во второй половине 40-х — начале 50-х гг. Смерть И. В. Сталина. При­ход к власти нового руководства во главе с Н. С. Хрущевым. Освоение целины: успехи и не­удачи. Улучшение жизни колхозников. Наступле­ние на подсобные хозяйства. Социальная полити­ка: рост заработной платы, массовое жилищное строительство. XX съезд КПСС, критика стали­низма. Начало процесса реабилитации. Новая программа партии — утопические планы постро­ения коммунизма. Десталинизация. Противоре­чивость политики Н. С. Хрущева. Рост недоволь­ства политическим и экономическим курсом Н. С. Хрущева среди части партийного и государ­ственного руководства и населения. Снятие Н. С. Хрущева с партийных и государственных постов. Итоги реформ.

Кризис «развитого социализма». Приход к власти JI. И. Брежнева. Нарастание консерва­тивных тенденций в политической жизни. Власть номенклатуры. Конституция 1977 г. Закрепле­ние руководящей роли коммунистической партии в жизни советского общества. Экономическая ре­форма 1965 г. Попытки внедрения принципов хоз­расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Продолжение экстенсивного развития, убыточ­ность большинства колхозов и совхозов. Концеп­ция «развитого социализма». Кризис догматизи­рованной идеологии. Критика советской полити­ческой системы диссидентами. Правозащитное движение. Углубление кризиса «развитого соци­ализма».

Социализм в Восточной Европе. Господство коммунистических партий в политической, эконо­мической и духовной сферах жизни стран Восточ­ной Европы. Методы и средства строительства со­циализма. Конфликт Тито — Сталин. Югослав­ский вариант социализма. Проблема разделенной Германии. События 1956 г. в Польше. Восстание в Венгрии. Участие советских войск в венгерских событиях. «Пражская весна» 1968 г., ввод войск стран ОВД в Чехословакию. «Доктрина Брежне­ва». Кризис 1980—1981 гг. в Польше.

Тема 9

Россия в современном мире    14ч

СССР в период «перестройки». М. С. Горбачев. Осознание властью необходимости экономических реформ. Курс на «ускорение». Экономические пре­образования. Провозглашение политики пере­стройки и гласности. Развитие процесса дестали­низации общества. XIX Всесоюзная партийная конференция и ее решения. I Съезд народных де­путатов СССР. Межрегиональная депутатская группа. Национальная политика. Возникновение национальных движений. «Новое мышление» и советская внешняя политика середины 80-х — на­чала 90-х гг. Возобновление советско-американ­ского диалога. Улучшение отношений с Западной Европой. Вывод советских войск из Афганистана. Кризис власти. Борьба реформаторских и консер­вативных сил в партийном и государственном руководстве. Массовое движение за отмену моно­полии КПСС на власть. Межнациональные отно­шения и конфликты. Начало «парада суверени­тетов». Противостояние союзного и российского руководства. Декларация о государственном суве­ренитете РСФСР. Отношения между союзными республиками и Центром. Августовский полити­ческий кризис 1991 г., крах ГКЧП. Победа демо­кратических сил. Крушение КПСС. Провозглаше­ние независимости союзными республиками. Рас­пад СССР. Образование СНГ.

Крах социализма в Восточной Европе. Общие черты экономического и политического кризиса стран «реального социализма». Оппозиционные движения в странах Восточной Европы. Влия­ние перестройки в СССР на внутриполитичес­кое развитие этих стран. «Бархатные революции» конца 80-х гг. в странах Восточной Европы. Распад Восточного блока и преодоление биполярности ми- pa. Экономические и политические последствия распада социалистической системы. Националь­ные конфликты. Рыночные реформы.

Становление новой России. Провозглашение курса на создание в России гражданского общества и правового государства. Б. Н. Ельцин. Выбор пути экономических преобразований. Е. Т. Гайдар. Ли­берализация цен и ее последствия. Начало прива­тизации, ее издержки. Развитие частного пред­принимательства. Формирование основ рыночной экономики. Два подхода к перспективам пре­образований. Конфликт двух ветвей власти — ис­полнительной и законодательной. Политический кризис осени 1993 г. Основные политические си­лы. Выборы в Государственную Думу и принятие новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г.

Российская Федерация: новые рубежи в поли­тике и экономике. Основные положения Конститу­ции Российской Федерации. Курс на стабилиза­цию. Проблема отношений между федеральным центром, республиками и регионами. Два варианта разрешения противоречий между Центром и регио­нами: Татарстан и Чечня. Чеченская проблема. По­литическая жизнь в стране после 1993 г. Развитие многопартийности в России и ее особенности. Вы­боры в Государственную Думу 1995 г. и президент­ские выборы 1996 г. Изменение в расстановке по­литических сил. Финансовый кризис 1998 г. и его последствия. Изменения в социальной структуре. Парламентские выборы 1999 г. и президентские выборы 2000 г.: новая расстановка политических сил. В. В. Путин. Стабилизация экономического и политического положения страны. Экономиче­ские преобразования. Формирование новой власт­ной вертикали.

Общественно-политическое развитие Запада в 40—60-х гг. Возрастание экономической и поли­тической роли США после Второй мировой войны.

Превращение США в сверхдержаву и лидера за­падного мира.

Научно-техническая революция и общество в 70—80-хг.г.

СтраныАзии, Африки и Латинской Америки.Деколонизация и выбор пути развития страна­ми Азии и Африки.

Мир на пороге XXI в. Современная мировая ци­вилизация: пути развития. Россия в системе меж­дународных экономических отношений. Интегра­ционные процессы в Европе и других регионах. Проблемы национализма, сепаратизма и экстре­мизма в современном мире. Политическая ситу­ация в мире. Расширение блока НАТО. Отношения России с НАТО. Участие России в международной борьбе с терроризмом. Проблемы ядерной безопас­ности и ликвидации локальных войн и конфлик­тов. Международные организации и движения. Роль ООН в современном мире.

Развитие научной мысли. Теория относитель­ности и новая физическая картина мира. Теорети­ческие и экспериментальные достижения физики микромира. Развитие космологии. Познание тайн живой природы: физиология, генетика, психоло­гия. Учение о ноосфере.

Научно-технический прогресс. Развитие транс­порта. Автомобилестроение. Ядерное оружие и атомная энергетика. Ракетостроение и космо­навтика. Радио. Телевидение. Информационные и компьютерные технологии. Интернет и мобиль­ная спутниковая телефонная связь.

Основные тенденции развития мировой худо­жественной культуры. Возникновение культуры авангардизма. Ее особенности и крупнейшие пред­ставители. Отражение жизни общества в реалисти­ческом искусстве. Плюралистическая художест­венная культура конца XX в. Музыка. Архитекту­ра. Массовая культура.

 

Список литературы.

    

Учебно — методическое обеспечение:

1. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. » История Россия и мир». 10кл — М., «Дрофа»,    2008

2. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. История Россия и мир.11 кл.- М., «Дрофа», 2008.

 

Дополнительная литература:

1.Борисов Н.С., Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. История России. Справочное пособие/ Полный курс подготовки к экзаменам, зачетам, тестированию. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. – 318с.

3.Верт Н. История Советского государства. 1900 – 1991 : Пер. с фр. 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, Издательство «Весь Мир», 2000. – 544с.

4.Данилов А.А., Уткин А.И., Филиппов А.В. История России 1945-2008.- М. «Просвещение», 2008.

5.Гевуркова Е.А. ЕГЭ 2010. История: сборник заданий / Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова, Л.И.Ларина. – М. : Эксмо, 2009. – 272с.

6. Горбунова Ю.Ф. История Отечества : Терминологический словарь. – Томск, 2007. – 208с.

7. История России, 1945 – 2008 гг. : кн. для учителя / под ред. А.В.Филиппова. —  2-е изд., дораб. и доп. – М. : Просвещение, 2008. – 528с.

8. История 6 3000 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / А.Э.Безносов, А.А.Данилов, Л.В.Жукова и др. – М.: Дрофа, 1999. – 592с.

9. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах / В.В.Кириллов. – М. : Эксмо, 2010. – 320с.

10.Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в ХХ веке.- М.

« Просвещение». 2000.-368с

11.Россия и мир: Учебная книга по истории. В 2-х частях. Часть I. / Под общей редакцией проф. А.А.Данилова. – М.:ВЛАДОС, 1994. – 496с.

12. Россия и мир: Учебная книга по истории. В 2-х частях. Часть II./ Под общей редакцией проф. А.А.Данилова. – М.:ВЛАДОС, 1994. – 352с.

13. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История с древнейших времен до конца 17 века. – М.; Просвещение, 1995.

14.Сороко — Цюпа О.С. Мир в ХХ веке.- М.; Дрофа, 2003

Комментарии запрещены.