Программа по информатике.

Содержание

Пояснительная записка
Учебно-тематическое планирование
Содержание программы курса
Список литературы
Перечень ключевых слов
Приложение 1
Темы мультимедийных проектов
Приложение 2
Контролирующие материалы

Пояснительная записка
В основу программы  по информатике и ИКТ  взята примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям, составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования. В данной программе сохранен рекомендуемый Министерством образования Российской Федерации обязательный минимум содержания образования по информатике на базовом уровне. Программа рассчитана на два года обучения  — 68 часов (теория — 31, практика – 31, резерв – 6 часов). Программа предусматривает использование учебников, входящих в Федеральный перечень.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким — либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате можно говорить об  информационной  модели данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса, составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторогоматериального носителя.
Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, — информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, — тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи. 
Приоритетной задачей курса информатики является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин «гуманитарный» понимается как синоним широкой, «гуманитарной», культуры, а не простое противопоставление «естественнонаучному» образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

 

    Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Данный курс информатики как и в основной школе строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: «Информационные процессы», «Информационные модели» и «Информационные основы управления». В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:

  •  автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
  • АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
  • АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
  • АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).

С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.
Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, — всегда существует “носитель” этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.
Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа — разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе — также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.
Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.
Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носитдеятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.
Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу «открытой автоматизированной системы», т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.

  • Обучение информатики организовано «по спирали»: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.

Требования к уровню подготовки выпускников:
знать/понимать
1. Объяснять различные подходы к определению понятия «информация».
2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.
4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
6. Назначение и функции операционных систем.
уметь
1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
2. Распознавать информационные процессы в различных системах.
3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;
2. автоматизации коммуникационной деятельности;
3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Учебно-тематическое планирование 10 класс

Теория Количество часов Практикум Количество часов Виды контроля
Тема №1
Информация и информационные процессы 6 Практическая работа № 1
Измерение информации.
Практическая работа № 2
Информационные процессы
Практическая работа № 3
Кодирование информации
Практическая работа № 4
Поиск информации
Практическая работа № 5
Защита информации
3 Тест №1
Тема № 2
Информационные модели 9 Практическая работа № 6
Моделирование и формализация
Практическая работа № 7
Исследование моделей
Практическая работа № 8
Информационные основы управления
4 Тест № 2
Тема № 3
Информационные системы 3 Практическая работа № 9Информационные системы. СУБД 2
Тема № 4
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов 2 Практическая работа № 10Компьютер и программное обеспечение 1 Тест № 3
Тема  №5
Компьютер и программное обеспечение 1
Резерв времени 3 часа
Итого:
Итого: 21+10+3=34

  Учебно-тематическое планирование 11 класс  

Теория Количество часов Практикум Количество часов Виды контроля
Тема № 1
Компьютерные технологии представления информации 5 Практическая работа №1 Представление информации в компьютере 2
Тема №2
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов 5 Практическая работа № 2
Создание и преобразование информационных объектов.
7
Тема № 3
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) 5 Практическая работа № 3
Компьютерные сети.
5 Тест № 4
Тема № 4
Основы социальной информатики 2 Сообщение Доклад
Резерв времени 3 часа
Итого: 17 14
Итого: 17+14+3=34

Содержание программы курса 10 класс

Тема №1
Информация и информационные процессы 
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.
Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.
Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.
Управление системой как информационный процесс.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Организация личной информационной среды.
Учащиеся должны знать:
Различные подходы к определению понятия «информация»
Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный.
Единицы измерения информации.
Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности.
Учащиеся должны уметь:
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
Распознавать информационные процессы в различных системах.
Осуществлять  выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Практические работы
1. Измерение информации.
Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.
Учащиеся должны знать:
Методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный.
Единицы измерения информации.
Учащиеся должны уметь:
Решать задачи на определение количества информации, содержащейся в сообщении  используя различные подходы, применяя различные единицы измерения.

2. Информационные процессы
Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).
Учащиеся должны знать:
Основные информационные процессы.
Учащиеся должны уметь:
Решать задачи, связанные с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях.

3. Кодирование информации
Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.
Учащиеся должны знать:
Принципы и правила кодирования и декодирования информации.
Учащиеся должны уметь:
Применить на практике знания правил кодирования и декодирования информации.

4. Поиск информации
Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.
Учащиеся должны знать:
Методы формирования запросов на поиск данных из различных источников на заданную тему.
Учащиеся должны уметь:
Формировать запрос на поиск данных.
Осуществлять поиск данных или информации на заданную тему в основных хранилищах информации.

5. Защита информации
Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.
Учащиеся должны знать:
Способы паролирования и архивирования информации.
Учащиеся должны уметь:
Создавать пароль для защиты информации.
Создавать архивы в том числе и самораспаковывающиеся.
Тема №2
Информационные модели 
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.
Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Учащиеся должны знать:
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
Учащиеся должны уметь:
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

Практические работы 
6. Моделирование и формализация
Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.
Учащиеся должны знать:
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, графических редакторов электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей …).
Основные алгоритмические конструкции.
Учащиеся должны уметь:
Формализировать задачи, из различных предметных областей используя наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности.

 7. Исследование моделей
Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.
Учащиеся должны знать:
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
Учащиеся должны уметь:
Исследовать учебные модели.
Оценивать адекватность модели объекту и целям моделирования.
Определять результат выполнения алгоритма по его блок-схеме.

8. Информационные основы управления
Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.
Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.
Учащиеся должны знать:
Назначение прямой и обратной связи в информационных процессах.
Учащиеся должны уметь:
Управлять работой формального исполнителя с помощью алгоритма.
Тема № 3
Информационные системы 
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных
Учащиеся должны знать:
Понятия и типы информационных систем.
Системы управления базами данных.
Учащиеся должны уметь:
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
Создавать реляционные базы данных, в том числе осуществлять связывание таблиц в этих базах данных.
Практическая работа
9. Информационные системы. СУБД.
Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Учащиеся должны знать:
Системы управления базами данных (СУБД).
Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты).
Учащиеся должны уметь:
Создавать структуру табличной базы данных.
Осуществление ввода и редактирования данных, упорядочение данных в среде системы управления базами данных, формировать запросы на поиск данных в среде системы управления базами данных.
Использовать базы данных при решении учебных и практических задач.
Тема №4
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов 
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
Учащиеся должны знать:

Аппаратное и программное обеспечение компьютера.
Архитектуры современных компьютеров.
Виды операционных систем.
Программные средства создания информационных объектов.
Учащиеся должны уметь:
Работать в различных операционных системах.
Работать с различными средствами создания информационных объектов.

Практическая работа
10. Компьютер и программное обеспечение.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.
Учащиеся должны знать:
Архитектуру компьютера.
Виды операционных систем и принцип работы.
Разновидность графического интерфейса Windows стандартных и служебных приложений, файловых менеджеров, архиваторов и антивирусных программ. Принципы работы и назначение.
Учащиеся должны уметь:
Использовать, стандартные и служебные приложения, файловые менеджеры, архиваторы и антивирусные программы.
Тестировать компьютер.
Тема №5
Разработка проекта
Основные этапы разработки проекта. Поиск информации. Обработка информации.
Учащиеся должны знать:
Этапы разработки проекта.
Требования к оформлению.
Учащиеся должны уметь:
Отбирать нужную информацию.
Классифицировать информацию.
Использовать, стандартные и служебные приложения для обработки информации.
Анализировать.
Защищать проект.

Содержание программы
11 класс
Тема №1
Компьютерные технологии представления информации

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.
Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.
Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.
Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.
Учащиеся должны знать:
Двоичную арифметику.
Системы счисления.
Компьютерное представление чисел.
Представление текстовой, числовой, звуковой и графической информации в компьютере.
Виды графики.
Методы сжатия данных и форматы файлов.
Учащиеся должны уметь:
Представлять числа в различных системах счисления.
Использовать двоичную арифметику.
Представлять различные виды информации в виде кодов.
Различать форматы файлов. Сохранять файлы в нужных форматах, применять методы сжатия файлов.

Практическая работа 
1. Представление информации в компьютере.
Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку тестовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.
Учащиеся должны знать:
Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую.
Принципы и правила кодирования различного вида информации.
Учащиеся должны уметь:
Переводить числа из одной системы счисления в другую.
Использовать как позиционную систему счисления так и непозиционную для решения поставленных задач.

Тема №2
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов 
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)

Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.     

Учащиеся должны знать:
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности.
Учащиеся должны уметь:
Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Представлять решение задачи используя различные прикладные и специализированные программы.

  Практическая работа

2. Создание и преобразование информационных объектов.
Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида.
Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц. Использование средств деловой графики для наглядного представления данных. Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических изображений. Создание мультимедийной презентации.
Учащиеся должны знать:
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности.
Учащиеся должны уметь:
Создавать, редактировать и форматировать текстовые документы, растровые и векторные графические изображения.
Решать расчетные и оптимизационные задачи с помощью электронных таблиц, используя средства деловой графики.

Тема №3

  • Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)

Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.
Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.
Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
Инструментальные средства создания Web-сайтов.
Учащиеся должны знать:
Каналы связи, их возможности и характеристики.
Сетевые технологии: возможности и преимущества.
Информационные сервисы сети Интернет.
Поисковые информационные системы.
Учащиеся должны уметь:
Определять каналы связи. Использовать коды с обнаружением и исправлением ошибок.
Использовать преимущества и возможности сетевых технологий.

Практическая работа 
3. Компьютерные сети.
Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы Outlook Express. Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов. Форматирование текста и размещение графики.
Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта
Учащиеся должны знать:
Настройки браузера, модема, почтовой программы.
Понятие гиперссылки.
Учащиеся должны уметь:
Формировать запросы на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче.
Разрабатывать Web-сайты на заданную тему.
Использовать инструментные средства создания Web-сайтов. Форматировать текст и размещать графику.
Размещать гиперссылки на Web-страницах. Тестировать и публиковать Web-сайты.

Тема №4
Основы социальной информатики 
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.
Учащиеся должны знать:
Информационные ресурсы, культуру, этические и правовые нормы информационной деятельности человека.
Информационную безопасность.
Учащиеся должны уметь:
Использовать информационные ресурсы, культуру, этические и правовые нормы информационной деятельности человека.
Пользоваться правилами информационной безопасности.

Тема №5
Разработка проекта
Основные этапы разработки проекта. Поиск информации. Обработка информации.
Учащиеся должны знать:
Этапы разработки проекта.
Требования к оформлению.
Учащиеся должны уметь:
Отбирать нужную информацию.
Классифицировать информацию.
Использовать, стандартные и служебные приложения для обработки информации.
Анализировать.
Защищать проект.

Список литературы

Список литературы для обучающихся:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011-248 с., 5000 экз.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012-283 с., 4000 экз.

Список литературы для учителя:
Информатика. Базовый курс. Учебник  для вузов. 2-е издание / Под ред. С. В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2012 – 640с.: ил.
Бородин М.Н. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений.   2 – 11 классы: методическое пособие – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – 385 с., 2000 экз.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010-325 с., 1500 экз.
Комплект. Основы информационных технологий. Интернет университет. DVD — диск. Екатеринбург. Лицензия МПТР РФ серия ВАФ № 77-15 от 08.10.2010.
Информатика. 10-й класс/И. Г. Семакин, Е. К. Хеннекер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 165 с.: ил
Информатика. 11-й класс/И. Г. Семакин, Е. К. Хеннекер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 165 с.: ил.
Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса гуманитарного профиля / С. А. Бешенков, Н. В. Кузьмина, Е. А. Ракитина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 198 с.: ил.
Информатика. Систематический курс. Учебник для 11 класса гуманитарного профиля / С. А. Бешенков, Н. В. Кузьмина, Е. А. Ракитина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 198 с.: ил.

Перечень ключевых слов
Адекватность информационной модели – это соответствие информационной модели объекту-оригиналу по тем свойствам, которые считаются существенными для исследования.
Адекватность модели – это соответствие модели объекту-оригиналу по трем свойствам, которые считаются существенными для исследования.

База данных —  это поименованная совокупность структурированных данных некоторой предметной области.

Всемирная паутина – это информационная система, основным компонентом которой являются гипертекстовые документы.

Глобальная сеть – это объединение компьютеров, расположенных на большом расстоянии, для общего использования мировых информационных ресурсов.

Дерево целей – это информационная модель проекта в виде схемы, отражающей представление главной цели в виде подцелей.

Запись – это совокупность значений параметров конкретного объекта.
Запрос – это объект базы данных, позволяющий производить основные операции по обработке данных: сортировку, фильтрацию, объединение данных из разных источников, преобразование данных – и сохранять результаты с некоторым именем, чтобы в дальнейшем использовать их по мере необходимости.

Индустриальное общество – это общество, определяемое уровнем развития промышленности и ее технической базы.
Инструментарий информационной технологии — это совокупность программных продуктов, установленных на компьютере, технология работы в которых позволяет достичь поставленной пользователем цели.
Информатизация – это процесс, при котором создаются условия удовлетворения потребностей любого человека в получении необходимой информации.
Информационная безопасность – совокупность мер по защите информационной среды общества и человека.
Информационная культура – это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Информационная модель – это модель, содержащая целенаправленно отобранную  и представленную в некоторой форме  наиболее существенную информацию об объекте.
Информационная система – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для обработки данных.
Информационная среда – это совокупность условий, средств и методов на базе компьютерных систем, предназначенных для создания и использования информационных ресурсов.
Информационная технология – это процесс, использующий совокупность средств и методов обработки и передачи данных и первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
Информационная услуга – это получение и представление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.
Информационно-коммуникационная технология – это информационная технология работы в сети, позволяющая людям общаться, оперативно получать информацию и обмениваться ею.
Информационные ресурсы – это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах и т.д.
Информационный объект –это совокупность логически связанной информации.
Информационный продукт – это совокупность данных, сформированная производителем для ее распределения в материальной или в нематериальной форме.
Информационный процесс – это процесс сбора, передачи, хранения, обработки информации.
Информация —  это сведения об объектах и явлениях окружающего мира, уменьшающие степень неопределенности знаний об этих объектах или явлениях.

Компьютерная сеть – это техническая система, предназначенная для обмена информацией между пользователями компьютеров, а также для доступа к хранящимся в них информационным ресурсам.
Корпоративная сеть – это объединение локальных сетей в пределах одной корпорации для решения общих задач.

Локальная сеть – это объединение компьютеров, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга.

Модель – это объект, отражающий существенные свойства реального объекта исследования, которые отобраны в соответствии с заданной целью моделирования.
Модель данных – это совокупность взаимосвязанных по определенному правилу данных.

Передача файлов – это система передачи электронной  информации, позволяющая каждому пользователю сети получить доступ к программам и документам, хранящимся на удаленном компьютере.
Поле – это простейший объект базы данных, предназначенный для хранения значений одного параметра описываемого реального объекта.
Политика безопасности – это совокупность технических, программных и организационных мер, направленных на защиту информации в компьютерной сети.
Проект – это целенаправленное, ограниченное  по времени и ресурсам мероприятие, ориентированное на создание уникального продукта или услуги.

Сбор данных – это кропотливый и трудоемкий процесс.
Сетевая технология- это согласованный набор стандартных протоколов и реализующих их программно-аппаратных средств, достаточный для построения компьютерной сети и обслуживание ее пользователей.
Система управления базами данных – это комплекс программных средств для создания баз данных с целью хранения и поиска необходимой информации.
Системы общения on line – это специализированные средства, позволяющие в реальном времени организовать общение пользователей по каналам  компьютерной связи.
Стиль – это заранее определенный и сохраненный с некоторым именем набор знаний параметров текста.
Структура записи – это совокупность логически связанных полей, характеризующих параметры реального объекта.
Структура продукта – это информационная модель продукта в виде схемы, отражающей структуру создаваемого объекта.
Структура проекта – это совокупность составляющих его информационных объектов, связанных между собой определенными отношениями.
Структура разбиения работ – это информационная модель проекта, отражающая комплексы работ, детализированные по уровням.
Структурирование данных – это процесс, приводящий к определенной форме записи данных об объектах одного класса.

Телеконференция – это система обмена информацией между множеством пользователей.

Услуга – это результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребностей человека или организации.

Файрвол (брандмауэр) – это программный и/или аппаратный барьер между двумя сетями, позволяющий устанавливать только авторизированные   соединения.

Электронная почта – это система пересылки электронной корреспонденции между пользователями телекоммуникационной сети.

Приложение 1
Темы мультимедийных проектов:
10 класс

  • Истоки понятия информация
  • Информационные процессы.
  • Модели мировоззрения.
  • Информационные системы.
  • Кодирование информации.
  • Программное обеспечение.
  • Автоматизированные информационные системы.
  • Самоуправляющиеся системы.
  • Информационные основы управления.
  • Средства информатизации.
  • Жизнь без сигареты.

11 класс

  • Компьютерные технологии представления информации.
  • Системный анализ и информационное моделирование — методы научного познания.
  • Информационная цивилизация.
  • Сетевые технологии.
  • Системы искусственного интеллекта.
  • Базы данных на уроке истории.
  • Компьютерный эксперимент на уроке биологии.
  • Национальные информатизационные ресурсы России.
  • Проблемы информатизационной безопасности личности, общества и государства.
  • Правовое регулирование проблем, связанных с информатизацией и компьютерами.
  • Информатизационная культура современного человека.

Приложение 2
Контролирующие материалы

Тест   № 1
Информация и информационные процессы
1.

Найдите соответствие:
  • Информация –

 

  • Свойства информации –
  • Информационный процесс —

1-процесс сбора, передачи, хранения, обработки информации.

2-полнота, актуальность, доступность, достоверность, адекватность, репрезентативность.

 

3-сведения, изложение, разъяснение.

2.     Одно из свойств информации – это … 1- достоверность, 2-непрерывность, 3- массовость, 4-субъективность.
3.     Перед посадкой самолета бортинженер поручил стюардессе сделать объявление пассажирам: «Сейчас в городе идет дождь, температура воздуха два градуса». Кем в данном случае является стюардесса?                                   1- источником информации, 2- получателем информации, 3- передатчиком информации, 4- помехой.
4.     Выберите события, которые можно отнести  к информационным процессам: 1- упражнение на спортивном снаряде, 2-перекличка присутствующих на уроке, 3- водопад, 4- световой луч.
5.     Каким свойством обладают объекты: колокол, речь, костер, радио, электронная почта? 1- хранят информацию, 2- обрабатывают информацию, 3- передают информацию, 4- создают информацию.
6.     Человек понимает информацию: 1- магнитным полем, 2- органами  чувств, 3- внутренними органами, 4- инструментальными средствами.
7.     Что является графической формой представления математической информации:1- математическое уравнение, 2- график функции, 3- таблица значений функции, 4- математическое выражение.

Тест  № 2
Информационные модели

  • Информационной моделью организации занятий в школе является: 1- свод правил поведения учащихся, 2-список класса, 3- расписание уроков, 4- перечень учебников.
  • Результатом процесса формализации является: 1- макет самолета, 2- карта, 3- чертеж, 4- диаграмма.
  • Устное представление информационной модели называется: 1- графической моделью, 2- словесной  моделью, 3- систематизацией, 4- моделированием.
  • Как называется упрощенное представление реального объекта? 1- оригинал, 2- прототип, 3- модель, 4- система.
  • Процесс построения моделей называется: 1- моделирование, 2-конструирование, 3- экспериментирование, 4- проектирование.
  • Каково общее название моделей, которые представляют собой совокупность полезной и нужной информации об объекте? 1- материальные, 2- информационные, 3- предметные, 4- словесные.

Тест № 3
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

  • Решение задачи автоматизации продажи билетов требует использования: 1- графического редактора, 2- текстового редактора, 3- операционной системы, 4- языка программирования.
  • Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, называется: 1- таблица, 2- график, 3- схема, 4- чертеж.
  • Укажите устройство компьютера, выполняющее обработку информации: 1- внешняя память, 2- монитор, 3- процессор, 4- клавиатура.
  • Какой объект не может служить носителем информации при ее хранении? 1- ткань, 2- бумага, 3- магнитные материалы, 4- луч света.
  • Каким должен быть любой сигнал несущий информацию? 1- меняющимся, 2- непрерывным, 3- световым, 4- электрическим.

Тест № 4
Средства и технологии обмена информацией
 с помощью компьютерных сетей

Найдите соответствие:
  • Компьютерная сеть –
  • Сервер –
  • Рабочая станция (клиент) –
  • Сетевая технология –
  • Локальная сеть –
  • Электронная   почта –
  • Телеконференция –

 

 

  • это система пересылки электронной корреспонденции между пользователями телекоммуникационной сети.
  • это техническая система, предназначенная для  обмена информацией между пользователями компьютеров, а также для доступа к хранящимся в ней информационным ресурсам.
  • это персональный компьютер, позволяющий пользоваться услугами, предоставляемыми серверами.
  • это согласованный набор стандартных протоколов и реализующих их программно-аппаратных средств, достаточный для построения компьютерной сети и обслуживания ее пользователей.
  •   это объединение компьютеров, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга.
  • это специализированный компьютер, который предназначен для удаленного запуска приложений, обработки запросов на получение информации из баз данных и обеспечения связи с общими внешними устройствами.
  • это система обмена информацией между множеством пользователей.

 

 Темы сообщения,  доклада:
Основы социальной информатики:

  • Информатизация – процесс преобразования индустриального общества в информационное.
  • Информационная культура современного человека.
  • Информационные ресурсы.
  • Правовые нормы информационной деятельности людей.
  • Этические нормы информационной деятельности людей.
  • Информационная безопасность.
  • Информационные угрозы.
  • Защита информации.
  • Информационная  безопасность пользователей компьютерных сетей.

Комментарии запрещены.