Программа по химии.

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по  химии  для 10-11 классов (базовый уровень) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования по химии с учетом требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования.

Образовательная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В примерной программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.

Образовательная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура документа

Образовательная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным  распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по химии на базовом уровне. В образовательной программе представлено минимальное по объему, но функционально полное содержание.

Общая характеристика учебного предмета

Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому, как бы ни различались авторские программы и учебники по глубине трактовки изучаемых вопросов, их учебное содержание должно базироваться на содержании примерной программы, которое структурировано по шести блокам: Методы познания в химии; Теоретические основы химии; Неорганическая химия; Органическая химия; Экспериментальные основы химии; Химия и жизнь. Содержание этих учебных блоков в авторских программах может структурироваться по темам и детализироваться с учетом авторских концепций, но должно быть направлено на достижение целей химического образования в старшей школе.

Цели

Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знанийо химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениямиприменять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитиепознавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитаниеубежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и уменийдля безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Образовательная программа рассчитана на 68 учебных часов. На изучение химии отводится:

В 10 классе – 34 часа  (1 час в неделю)

В 11 классе — 34 часа (1 час в неделю)

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Образовательная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение обучащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

 

Тематическое планирование 10 класс базовый уровень 

 

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов  Из них
Практические

работы

Контрольные работы
1.

Введение

1
2. Предмет органической химии. Теория строения органических веществ А.М. Бутлерова 2
3. Углеводороды 8 1
4. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе 10 1
5. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе 6 1 1
6. Биологически активные органические соединения 4
7. Искусственные и синтетические полимеры 3 1  

 

Итого 34 2 3

 

Содержание программы «Органическая химия»

 

Введение (1ч.)

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.

 

Тема 1. Предмет органической химии. Теория строения органических веществ А.М. Бутлерова (2ч.)

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

 

Тема 2. Углеводороды (8ч.)

Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.

Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.

Бензол.  Получение бензола из циклогексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование.  Применение бензола на основе свойств.

Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

Лабораторный опыт №1 «Знакомство с образцами пластмассы и каучуков».

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и

             их нахождение в живой природе (6ч.)

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.

Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.

Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ↔полисахарид.

Лабораторный опыт №2 «Качественная реакция на многоатомные спирты».

Лабораторный опыт № 3 «Качественная реакция на альдегиды».

Лабораторный опыт № 4 «Качественная реакция на крахмал».

Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (6ч.)

Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина – анилина – из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. Генетическая связь между классами органических соединений.

Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

Лабораторный опыт № 5 «Качественная реакция на белки».

Практическая работа № 1 «Идентификация органических веществ»

Тема 5. Биологически активные органические соединения (4ч.)

Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические  вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры (3ч.)

Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шёлк, вискоза), их свойства и применение.

Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвлённая и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон

 

Календарно-тематическое планирование по химии 10 класс

№ урока Наименование тем урока Количество часов на тему Наглядные

пособия и ТСО

Тип занятия* Домашнее

задание

1 2 3 4 5 6
Раздел 1. Органическая химия

 

1 Введение. 1
Тема №1. Предмет органической химии. Теория строения органических веществ А.М. Бутлерова. Изомерия. (2ч.)
2 Теория строения органических веществ А.М. Бутлерова. 1 1 §1
3 Изомерия. 1 §2, упр.8
Тема №2. Углеводороды. (8ч.)
4-5 Алканы. Строение, номенклатура, получение и химические свойства, применение. 2 Примеры углеводородов в различных агрегатных состояниях. 5 §3, упр.7,8
6 Алкены. Строение, номенклатура, получение и химические свойства, применение. 1 Получение этилена.

Качественная реакция на двойную связь.

5 §4, упр.4,7
7 Понятие об алкадиенах.

Л/о Знакомство с образцами пластмасс и каучуков.

1 5 §5, упр.2
8 Алкины. Строение, номенклатура, получение и химические свойства, применение. 1 Получение ацетилена.

Качественная реакция на тройную связь.

5 §6, упр.4
9 Бензол. Строение, получение и химические свойства, применение. 1 5 §7, упр.4
10 Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. 1 5 §8, упр.8
11 Контрольная работа по теме « Углеводороды» 1 4
Тема №3. Кислородосодержащие соединения и их нахождение в живой природе. (10ч)
12-13 Спирты. Строение, номенклатура, получение и химические свойства, применение.

Л/о Качественная реакция на многоатомные спирты.

2 1 §9, упр.13
14 Фенол. Строение, получение и химические свойства, применение. Каменный уголь. 1 5 §10, упр.6
15 Альдегды. Строение, номенклатура, получение и химические свойства, применение.

Л/о качественная реакция на альдегиды.

1 1 §11, упр.3
16-17 Карбоновые кислоты. Строение, классификация, номенклатура, получение и химические свойства, применение. 2 5 §12, упр.5,6
18 Сложные эфиры. Номенклатура, получение и химические свойства, применение. Жиры. Состав и строение молекул. Свойства жиров. Мыла и СМС.

 

1 5 §13, стр.92-96
19-20 Классификация углеводов. Глюкоза.

Полисахариды.

Л/о качественная реакция на крахмал.

2 5 §14, упр.9
21 Контрольная работа  по теме «Кислородосодержащие органические вещества».

 

1 4
Тема №4. Азотосодержащие соединения и их нахождение в живой природе. (6ч)
22 Амины. Строение, классификация, номенклатура, получение и химические свойства, применение. 1 5 §16, упр.5
23-24 Аминокислоты. Строение, классификация, номенклатура, получение и химические свойства, применение. 2 5 §17 стр.122-127
25 Белки как природные полимеры. Нуклеиновые кислоты.

Л/о качественные реакции на белки

1 5 §17 стр.128-134
26 Контрольная работа по теме «Азотосодержащие соединения» 1
27 Практическая работа

«Идентификация  органических веществ».

1 4
Тема №5. Биологически активные органические соединения (4ч.)
28 Ферменты 1 2 §18
29 Витамины 1 2 §18
30 Гормоны 1 2 §18
31 Лекарства 1 2 §18
Тема №6. Искусственные и синтетические органические соединения (3)
32 Искусственные полимеры 1 1 §19
33 Синтетические полимеры 1 1 §19
34 Практическая работа

«Распознавание пластмасс и волокон».

1 4

 

*Тип занятия: 1. Изучение нового материала 2. Закрепление и применение знаний 3. Повторительно – обобщающее 4. Проверка знаний, умений, навыков 5. Комбинированное

Тематическое планирование 11 класс базовый уровень 

 

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов  Из них
Практические

работы

Контрольные работы
1.

Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева.

3 1
2. Строение вещества. 9 1 1
3. Химические реакции. 7 1
4. Вещества и их свойства. 8 1 1
5. Химия и жизнь 4
6. Экспериментальные основы химии 3
Итого 34 2 4

 

Содержание программы «Общая  химия»

 

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (3 ч)

Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетиче­ский уровень. Особенности строения электрон­ных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го пери­одов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. sи р-орбитали. Электронные конфигурации ато­мов химических элементов.

Периодический закон Д. И. Менде­леева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И. Менделеевым периоди­ческого закона.

Периодическая система химических элемен­тов Д. И. Менделеева — графическое отображе­ние периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и груп­пах (главных подгруппах).

Значение периодического закона и периодичес­кой системы химических элементов Д. И. Менде­леева для развития науки и понимания химиче­ской картины мира.

 

Тема 2. Строение вещества (9 ч)

Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные крис­таллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.

Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполяр­ная ковалентные связи. Диполь. Полярность свя­зи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристалличе­ские решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.

Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металли­ческая химическая связь и металлическая крис­таллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.

Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водо­родная связь. Значение водородной связи для ор­ганизации структур биополимеров.

Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.

Газообразное, жидкое и твердое состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных ве­ществ.

Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. Представители газообразных веществ: водо­род, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание. Вода. Потребление воды в быту и на производст­ве. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды, их использование в столо­вых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение. Аморфные твердые вещества в природе и в жиз­ни человека, их значение и применение. Крис­таллическое строение вещества.

Дисперсные системы. Понятие о дис­персных системах. Дисперсная фаза и дисперси­онная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперс­ной среды и дисперсионной фазы.

Грубодисперсные системы: эмульсии, суспен­зии, аэрозоли.

Тонкодисперсные системы: гели и золи.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества.  Вещест­ва молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ. Понятие «доля» и её разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси — доля примесей, доля растворенного ве­щества в растворе) и объемная. Доля выхода про­дукта реакции от теоретически возможного.

Практическая работа № 1. «Получение и распознавание газов (водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен)

Тема 3. Химические реакции (7 ч)

Реакции, идущие без изменения состава веществ. Реакции, идущие с изменением состава веществ. Аллотропия и аллотроп­ные видоизменения. Причины аллотропии на при­мере модификаций кислорода, углерода и фосфо­ра. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганиче­ской и органической химии. Реакции экзо- и эн­дотермические. Тепловой эффект химической ре­акции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.

Скорость реакции, ее влияние от различных факторов. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах, как биологических катализаторах белковой природы. Скорость химической реакции. Зависимость ско­рости химической реакции от природы реаги­рующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и ката­лизатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Поня­тие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.

Обратимость реак­ций. Химическое равновесие и способы его смещения. Необратимые и обратимые химические ре­акции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы сме­щения химического равновесия на примере син­теза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза ам­миака или серной кислоты.

Роль воды в химической реак­ции. Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: рас­творимые, малорастворимые и нерастворимые вещества. Электролиты и неэлектролиты. Электролити­ческая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссо­циации. Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксида­ми, разложение и образование кристаллогидра­тов. Реакции гидратации в органической химии. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролиз­ного спирта и мыла. Биологическая роль гидро­лиза в пластическом и энергетическом обмене ве­ществ и энергии в клетке.

Окислительно-восстановитель­ные реакции. Степень окисления. Опреде­ление степени окисления по формуле соедине­ния. Понятие об окислительно-восстановитель­ных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.

Электролиз растворов и расплавов. Практическое значение электролиза. Электролиз. Электролиз как окислитель­но-восстановительный процесс. Электролиз рас­плавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Элек­тролитическое получение алюминия.

Лабораторный опыт № 1 «Определение характера среды с помощью универсального индикатора».

Тема 4. Вещества и их свойства (8 ч)

Металлы. Взаимодействие металлов с не­металлами (хлором, серой и кислородом). Взаимо­действие щелочных и щелочноземельных метал­лов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.

Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.

Неметаллы. Сравнительная характеристи­ка галогенов как наиболее типичных представите­лей неметаллов. Окислительные свойства неметал­лов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимо­действие с более электроотрицательными неметал­лами и сложными веществами-окислителями).

Кислоты неорганические и орга­нические. Классификация кислот. Химиче­ские свойства кислот: взаимодействие с металла­ми, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Осо­бые свойства азотной и концентрированной сер­ной кислоты.

Основания неорганические и ор­ганические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодейст­вие с кислотами, кислотными оксидами и соля­ми. Разложение нерастворимых оснований.

Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимо­действие с кислотами, щелочами, металлами и со­лями. Представители солей и их значение. Хло­рид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммо­ния (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) — малахит (основная соль).

Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).

Генетическая связь между клас­сами неорганических и органичес­ких соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особен­ности генетического ряда в органической химии.

Лабораторный опыт № 2 «Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей».

Практическая работа №2 «Идентификация неорганических соединений»

Тема 5. Химия и жизнь (4 ч.)

       Химия в повседневной жизни. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные  с применением лекарственных препаратов. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

      Химия и производство. Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты).

     Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Химические вещества как строительные и поделочные материалы, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.

     Химия и проблемы охраны окружающей среды. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Бытовая химическая грамотность.

Тема 6. Экспериментальные основы химии (3 ч.)

      Правила безопасности при работе с химическими веществами. Проведение химических реакций в растворах и при нагревании.

     Качественный и количественный анализ характера среды. Индикаторы.

    Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений.

Календарно-тематическое планирование по химии 11 класс (базовый уровень)

                                  № урока

Наименование тем урока

Количество часов на тему Наглядные

пособия и ТСО

Тип занятия* Домашнее

задание

1 2 3 4 5 6
Раздел 2. Основы общей химии.
Тема 2.1. Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева (3ч)
1 Атом — сложная частица. Изотопы. Электронная классификация элементов. 1 3 §1
2 Периодический закон, периодическая система Д.И.Менделеева, их мировоззренческое и научное значение. 1 3 §2, упр.4
3 Контрольная работа №1 по теме: «Строение атома» 1 4
Тема 2 Строение вещества (9ч)
4 Ионная связь. Катионы и анионы. 1 3 §3, упр.9

 

5 Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования.

Степень окисления и валентность химических элементов.

1 5 §4
6 Металлическая связь.

Водородная химическая связь. Единая природа химических связей.

1

 

5 §5

§6

7 Полимеры. 1 3 §7
8 Газообразное, жидкое и твердое состояние вещества. 1 3 §8-10
9 Дисперсные системы. 1 3 §11
10 Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование.

Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества.

1 5 §11-12, упр.6,7
11 Практическое занятие№1. Получение, собирание и распознавание газов. 1 2
12 Контрольная работа №2 по теме: «Строение вещества» 1 4
Тема 3 Химические реакции (7ч)
13

 

Реакции, идущие без изменения состава вещества. Реакции, идущие с изменением состава вещества. 1

 

3

 

§13

§14

14 Скорость реакции, её влияние от различных факторов. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах, как биологических катализаторах белковой природы. 1 Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры.

Разложение Н2О2 в присутствии катализатора.

3 §15
15 Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. 1 3 §16
16 Роль воды в химической реакции. Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная.

Л/о Определение характера среды с помощью универсального индикатора.

1 5 §18
17 Окислительно-восстановительные реакции. 1 5 §19
18 Электролиз растворов и расплавов. Практическое значение электролиза. 1 5 §19
19 Контрольная работа № 3 по теме: «Химические реакции» 1 4
Раздел 4. Вещества и их свойства (8ч)
20

 

Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.

Л/о Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей.

 

1

 

 

Образцы металлов.

Горение магния, железа в кислороде.

Взаимодействие меди с кислородом и серой.

Опыт по коррозии металлов и защите от неё.

3,5 §20

 

21 Неметаллы. Окислительно — восстановительные свойства типичных неметаллов. 1 Образцы неметаллов.

Горение серы, фосфора в кислороде.

3 §21
22 Кислоты неорганические и органические. 1 3 §22
23 Основания неорганические и органические. 1 3 §23
24 Соли. 3 §24
25 Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. 1 5 §25
26 Практическое занятие №2. Идентификация неорганических соединений. 1 2
27 Контрольная работа по теме «Вещества и их свойства» 1 4
Тема 5 Химия и жизнь (4ч)
28 Химия в повседневной жизни 1 3 Конспект
29 Химия и производство 1 3 Конспект
30 Химические вещества как строительные и поделочные материалы 1 3 Конспект
31 Химия и проблемы охраны окружающей среды 1 3 Конспект
Тема 6 Экспериментальные основы химии (3ч)
32 Правила безопасности при работе с химическими веществами. Проведение химических реакций в растворах и при нагревании. 1 2
33 Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. 1 2
34 Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений. 1 2

*Тип занятия: 1. Изучение нового материала 2. Закрепление и применение знаний 3. Повторительно – обобщающее 4. Проверка знаний, умений, навыков 5. Комбинированное

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

знать / понимать

— роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

— важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные S-, P-, D-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

— основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;

— основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;

— классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

— природные источники углеводородов и способы их переработки;

— вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;

уметь:

— называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;

— определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

— характеризовать: S- , P- и D-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

— объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

— выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

— проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

— осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

— объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

— экологически грамотного поведения в окружающей среде;

— оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

— безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

— определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

— распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

— оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;

— критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников;

— приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.

Учебно-методический комплект:

  1. Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.
  1. Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.
  2. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю. Пономарёв, В.И. Теренин; под ред. В.И.Теренина. – М.: Дрофа, 2007. — 300с.
  3. Химия. 11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2009. – 220с.
  4. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2008. — 223с.
  5. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2004. – 480с.
  6. Химия. 10 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 128с.
  7. Энциклопедия для  детей. (Том 17.) Химия. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 656с.
  8. Химия. 11 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 128с.
  9. Энциклопедия для  детей. (Том 17.) Химия. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 656с.

 

 

 

 

Комментарии запрещены.